Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Петер Вайбель. «technē_революция»

До 1 ноября в ММОМА в Ермолаевском можно увидеть результат работы сразу двух патриархов современного искусства: выставку произведений пионера медиаарта Петера Вайбеля курирует Иосиф Бакштейн — один из главных деятелей российской арт-сцены.

Творчество Вайбеля не поражает новизной: ну объявлял он зрителя частью своих работ, ну рубил топором здание художественного музея в Швеции, ну исследовал соотношение предмета и его образа — какой художник сейчас этого не делает? Все встает на свои места, когда вспоминаешь, что Вайбель осуществлял все это одним из первых: его художественный язык стал основой искусства последних 50 лет, а занимающие его вопросы — обязательными объектами исследования для многих авторов. Поэтому «technē_революция» работает как учебник: обходя этажи музея, можно разобраться в главных темах современного искусства.

Экспозиция в ММОМА выстроена по хронологии: от провокаций конца 1960-х до вдумчивых рассуждений о природе медиа, последнее из которых создано специально для выставки. На первом этаже собраны социальная критика и политические протесты. Самая знаменитая работа Вайбеля на эту тему — прогулка на поводке у художницы и феминистки Вали Экспорт: тогда, ползая по центру Вены, художник задавался вопросом, так уж ли необходимо прямохождение в государстве, которое ставит человека на колени и диктует свою волю. Впрочем, говоря о власти, автор не всегда пользовался метафорами: гранит с высеченным на нем «Верховный суд нарушает закон» — предельно прямолинейное высказывание.

Второй этаж ММОМА — территория экспериментов. Вайбель первым понял, что медиа можно использовать как материал для искусства, и начал исследовать их возможности и свойства порождаемых ими образов. Делал он это нехитро: многие его знаменитые работы построены по «принципу сэндвича»: рука держит фотографию, на которой эта же рука держит фотографию, на которой... — и так до бесконечности. Смысл этих произведений в артикуляции неразрешимого вопроса, что более реально — предмет или его изображение.

Теме враждебности медиа человеку посвящен третий этаж музея: там комната вечной несвободы с множеством телевизоров-глаз, которые следят за тобой, куда бы ты ни шел, и камеры, подойдя к которым почти вплотную видишь свой затылок — лица не видать, как ни крутись, а значит, и правды тоже. На последнем этаже собраны работы о природе искусства, которое становится способом создания новых вселенных и единственным связующим звеном между материей и духом. Выглядит финальный аккорд выставки довольно убедительно: Вайбель приручает медиа для создания лучшего мира и делает это успешно — именно после его экспериментов художники стали активно использовать технологии в искусстве.

4 августа 2015,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация