Москва
Москва
Петербург

Рембрандт, его предшественники и последователи

На выставке Рембрандта можно не только смотреть и наслаждаться, но и ознакомиться с достижениями исследователей творчества художника.

В юбилейный год мир так активно празднует 400-летие Рембрандта, что даже его обширного наследия не хватает на все выставки. Тем не менее, Пушкинскому музею удалось получить в обмен на картины импрессионистов несколько шедевров. Пять картин привезут из нью-йоркского Метрополитена: прекрасную "Флору", мужской и женский портреты, римскую богиню войны Беллону и еще один портрет - служанки и возлюбленной художника Хендрике Стоффельс. Малоизвестный автопортрет, совершенно экспрессионистский по духу, предоставит музей Гране из Эк-ан-Прованса, еще шесть картин переедут из постоянной экспозиции музея Пушкина.

60 офортов - тоже из своего собрания, все они происходят из коллекции Николая Семеновича Мосолова. Оттуда же два рисунка мастера, еще два - из спорной трофейной коллекции Кенигса. Все двадцать рисунков, которые можно видеть на выставке, раньше считались оригиналами Рембрандта - теперь этикетки под многими из них украшают знаки вопроса.

Впрочем, главная цель экспозиции - не увлечь зрителя сюжетами о переатрибуции картин великого живописца и отделении их от работ его учеников и подражателей, а показать, как Рембрандт стал Рембрандтом, у кого учился и как преподавал. Об этом говорит один из кураторов выставки, заведующий отделом искусства стран Европы и Америки ГМИИ им. А. С. Пушкина Вадим Садков.

Не обидно, когда меняется атрибуция?

Истина дороже. Такая ситуация не только у нас - и в Эрмитаже, и в Лувре, и в амстердамском Рейксмусеуме. Метрополитен даже выставку про это делал - "Рембрандт и не-Рембрандт".

Многих обидели переатрибуциями, а что приобрели?

Мы лучше начинаем себе представлять и то, как умел учить Рембрандт, и творческий облик его учеников - некоторые из них оказались большими художниками и своим высоким уровнем вводили в заблуждение исследователей и коллекционеров. Истина в том, что великие художники не писали плохих картин, но не всякий шедевр исполнен великим художником.

"Портрет пожилой женщины" из ГМИИ тоже вызывал споры, чьим произведением он сейчас считается?

Пока - Рембрандта. Проект исследования наследия Рембрандта издал только тома, посвященные амстердамскому периоду - до 1639 года и отдельный том про автопортреты. В них из нашего собрания только две ранние вещи: "Неверие св. Фомы" и "Изгнание торгующих из храма", остальные пока не зафиксированы. Хотя в "Изгнании" Рембрандт еще не похож на себя - эту картину долго всерьез не воспринимали, а Грабарь ее вообще считал подделкой. В Эрмитаже подобных работ просто нет, цари такие не собирали, она из коллекции Брокара. А "Явление Аврааму трех ангелов" из Эрмитажа до революции считалась одной из лучших его работ, а на самом деле он ее только отретушировал и переписал крылья ангела.

6 сентября 2006,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация