Метеоры

О книге

В центре повествования новой книги Турнье - два поколения одной семьи.

В России Турнье знают по трем романам: "Пятнице", где автор переставил акценты в "Робизоне Крузо", "Лесному царю", в котором баллада Гете была переосмыслена применительно к истории германского фашизма, и апокрифу на евангельскую тему "Гаспар, Мельхиор и Бальтазар". "Метеоры" были написаны в 1975 году, после "Лесного царя" и перед историей о трех волхвах — роман наследует предыдущую книгу и предваряет следующую.

Действие разворачивается в 30-40-е годы. Как и в "Лесном царе", Турнье выстраивает сложную систему сюжетных и композиционных рифм, параллелей и оппозиций. В центре повествования — два поколения одной семьи. С одной стороны — домовитый Эдвард Сюрен, хозяин ткацкой фабрики, и его чудаковатый брат-гомосексуалист Александр, владелец бизнеса по уборке городского мусора. С другой — сыновья Эдварда, близнецы, которых из-за внешнего сходства и взаимной привязанности называют одним именем на двоих: Жан-Поль.

Мотивы "Лесного царя" в этой книге автор довел до абсолюта: двойничество оборачивается зеркальным отражением, внимание к юношескому созреванию — гомосексуальностью. Из предыдущего романа в "Метеоры" перекочевал даже заглавный персонаж, автомеханик Абель Тиффож (правда, лишь в виде одного из второстепенных героев). А регулярные отсылки к библейским мифам (так, например, все погодные явления объясняются действием Святого Духа), возможно, послужили мостиком к последовавшей книге о царях-волхвах. Не обошелся Турнье и без литературного диалога. "В этом произведении я использовал метод своего учителя Эмиля Золя", — признался писатель. Он, как и Золя, во время работы над "Метеорами" изучил предмет досконально — посетил свалку недалеко от Марселя и пообщался с мусорщиками. Но если автор "Чрева Парижа" с неистовством описывал мясные, рыбные, овощные ряды центрального рынка французской столицы, то Турнье принялся за то, что остается от всей этой роскоши, — помойку.

Спецпроект

Загружается, подождите ...