«Геркулес»
Time Out

О событии

Музыкальную драму Генделя «Геркулес» впервые в России исполнит звездный состав солистов, включая меццо-сопрано Анн Халленберг.
Строго говоря, генделевский «Геркулес» не опера — сочиненный в период, когда осевший в Лондоне композитор окончательно «завязал» с музыкальным театром и сосредоточился на больших концертных опусах на английском языке, он традиционно относится к ораториальному жанру. Но не все так просто: исправно называвший все большие сочинения до и после «Геркулеса» ораториями, в случае с достославным греческим героем композитор ограничился лаконичным определением — «драма». То есть понимай как хочешь — можно исполнять и в театре, и в концертном зале, и как именно будет лучше — на этот вопрос не ответит, пожалуй, никто — «Геркулес» регулярно звучит и в концертном исполнении, и несколько раз его ставили режиссеры по обе стороны Атлантики — и недюжинный драматический потенциал этого сочинения становился абсолютно очевиден.

Сам сюжет располагает к бурным театральным, если не к сериальным, страстям — смерть Геракла (он же Геркулес) является одной из самых мрачных во всем древнегреческом эпосе: пришедший с войны могучий герой приводит с собой прекрасную пленницу Иолу, чем вызывает жгучую ревность своей жены Деяниры, в порыве слепого отчаяния отправляющей супруга на тот свет и после этого окончательно сходящей с ума. В «Геркулесе» минимум морализаторства, так характерного для других генделевских ораторий, и максимум довольно шокирующего для пуританской публики натурализма — Иола во всех подробностях описывает конвульсии своего умирающего отца, окровавленными устами евшего землю в судорогах боли; Геркулес умирает не с красивой оперной благостностью, а изрыгая проклятия и стоны, а сцене безумия Деяниры позавидовали бы и Верди с ШостаковичемГендель отбрасывает всякую красивость и вместе с героиней пускается во все тяжкие, используя такие гармонии и мелодические ходы, на которые немногие бы отважились и два века спустя.

Вопреки названию центральным образом в генделевской драме является вовсе не Геркулес, а его мятущаяся жена Деянира — характер совершенно космической силы. Его в Москве воплотит шведская дива Анн Халленберг — когда два года назад она дебютировала в Московской филармонии в генделевском «Ариоданте», успех был столь сокрушительным, что поклонники полезли на сцену за автографом сразу после финальных аплодисментов. Ей в помощь — мощнейшая группа поддержки: статный красавец баритон Айвон Ладлоу в заглавной роли, сладостный американский тенор Николас Пан (сын Геркулеса и Деяниры Гилл), роскошное итальянское контральто Ромина Бассо (в брючной партии друга Геракла Ликаса) и неземное британское сопрано Люси Кроу в роли пленницы Иолы — именно ей, наряду с Деянирой, принадлежат лучшие страницы «Геркулеса» и именно она превращает сагу о древнегреческом герое в драму о двух женщинах. Сводить ансамбль солистов с опытным московским оркестром Musica Viva и молодым столичным хором «Интрада» будет Кристофер Мулдс, умеющий превращать три часа масштабных генделевских страстей в сплошное удовольствие.

На фото Анн Халленберг