Лимонов
Time Out

О книге

Эмманюэль Каррер написал биографию Эдуарда Лимонова, которую можно читать как энциклопедию России.
Книга Каррера стала событием во Франции, была удостоена престижной литературной премии «Ренодо» и уже хотя бы поэтому заслуживает внимания. Хотя в ней изначально присутствует легкий привкус умышленности. Журналист представляет французскому читателю очередного экзотического российского героя и портрет России, которая для большинства французов по-прежнему загадочная страна. Это развязывает руки. Как и избранный жанр — роман. А коли так, допустимы поверхностные оценки, мифологические замечания, неточности, небрежности, которых в книге множество. Взять хотя бы изложение содержания поэмы Ерофеева «Москва – Петушки». По Карреру получается, что Веничка везет с собой в электричке помимо закупленного алкоголя еще и знаменитые коктейли — «Слезу комсомолки» в частности. Допустим и подробный пересказ произведений Лимонова: в рассказе о Лимонове главный источник — сам Лимонов. Факт личного знакомства с Лимоновым делает как будто тем более оправданным такой шаг. Есть и еще один смысловой центр. Каррер пишет: «Я живу в спокойной, слабеющей и стареющей стране с низкой социальной мобильностью. Рожденный в состоятельной буржуазной семье в 16-м округе Парижа, я перекочевал оттуда в богемную среду 10-го округа. Мой отец — высокопоставленный чиновник, мать — известный ученый-историк, я пишу книги и сценарии, а моя жена — журналистка. У родителей есть дом на острове Ре, на западном побережье Франции, где они проводят отпуск. Мне бы хотелось иметь дом, но я бы предпочел Град на юге страны. Я не считаю, что это плохо или что такая судьба обрекает на скудость жизненного опыта, но с точки зрения как географической, так и социокультурной нельзя сказать, что жизнь оторвала меня от моих корней… Лимонов же успел побывать харьковской шпаной, кумиром андерграунда, а позже слугой в доме миллиардера на Манхэттене, модным писателем в Париже, солдатом удачи на Балканах, а теперь, на бескрайних просторах постсоветского бардака, немолодым харизматичным вождем партии, состоящей из бунтарей…». Понятно. Вот один писатель, скучный и буржуазный, а вот другой — интересный, с богатой впечатлениями жизнью. Забавная получается оптика. Усталый французский писатель пересказывает биографию российского амбициозного, талантливого и маргинального автора, делает это не столько с восхищением, сколько со снисходительностью и снобизмом. Он как будто питается чужой энергией, самоутверждается за счет другого и одновременно высказывает к этому другому неприязнь или, по крайней мере, подчеркивает отчуждение. Впрочем, что ж тут говорить — усталый писатель, стареющая страна, мечты о домике на юге Франции. Не позавидуешь.

Спецпроект

Загружается, подождите ...