Пикассо и Брак в Дягилевских сезонах

О событии

Эскизы костюмов и декораций, подготовленные Пабло Пикассо и Жоржем Браком для двух балетов Сергея Дягилева.

Небольшая выставка посвящена двум спектаклям. Один из них — «Треуголка» Леонида Мясина на музыку Мануэля де Фальи — сохранился «живым» и хорошо известен балетоманам: впервые показанный дягилевской труппой в 1920 году в Лондоне, значительно позже он входил в репертуар Парижской оперы и даже в Большом его танцевали (семь лет назад). Второй — значительно менее знаменит: сочиненный в 1924 году в Монте-Карло Брониславой Нижинской «Les Facheux» (балетоведы обычно переводят название как «Докучные», Бахрушинский музей ориентировался на другой вариант перевода названия мольеровской пьесы, взятой за основу сюжета, — «Несносные») мелькнул и пропал, толком и следа не осталось. Объединяет их только то, что коллекционер Борис Фридман в свое время приобрел в собрание две «книги художника», связанные с этими спектаклями, — эскизы Пабло Пикассо к «Треуголке» и эскизы Жоржа Брака к «Несносным» — они и представлены теперь на выставке.

На стенах — в основном эскизы костюмов. Видно, с каким удовольствием Пикассо «одевал» жителей испанской деревушки, как транслировал эту пышность юбок, этот врожденный вкус нации, обеспечивающий гармонию даже при сочетании самых ярких красок. И видно, что для Брака мольеровская эпоха была далеким, почти призрачным видением. Глядя на эти ускользающие, как бы незавершенные работы, сразу вспоминаешь редкие свидетельства современников о том, как художник изводил Нижинскую, стараясь добиться от нее обещания сотворить такой же полупризрачный балет (что явно не входило в планы очень земной, мощной и суровой сочинительницы). В качестве бонуса на выставке можно посмотреть запись «Треуголки» в исполнении артистов Парижской оперы.