Три спора
О мероприятии
Переписка двух лидеров отечественной художественной сцены — Анатолия Осмоловского и Дмитрия Гутова.
Увлекательная переписка двух лидеров отечественной художественной сцены, состоявшаяся в конце 2003 – начале 2004 годов, радует кроме неизменно доброжелательного тона еще и простотой изложения и близостью художественной практики. Обсуждая реальные работы и актуальные события, авторы не забираются на философские вершины, всякий раз примеряя свои идеалистические построения к земной, грешной жизни и главное — к собственному творчеству.
Темы для обсуждений выбраны злободневные: художники рассуждают «о реализме», об «абстракционизме», «о религии и левом активизме», опираясь на разной степени модности философские тренды, проясняют свои позиции, а главное — информируют о них всех заинтересованных лиц — несколько писем тех, кто вклинивался в диалог, приведены в подробных, занимающих едва ли не полкниги примечаниях. Напрасно вступившая в дискуссию Кэти Чухров обвинила участников диалога в «некритическом пользовании цитатами, в опоре на авторитеты, в компиляции, проповеди и экстатическом доверии к философским текстам, у Осмоловского — Адорно и Делеза, у Гутова — Лифшица и Гегеля», целью ее был все-таки не поиск истины, да и авторы писем скорее единомышленники, чем противники. Хотя все-таки жаль, что так и осталось неясным, каким образом непреклонный
марксизм совмещается с принятием вполне буржуазной оценки собственного творчества (напомним, что левые художники-авангардисты приветствовали революцию именно за возможность избавиться от власти толстого кошелька и бескорыстно служить трудящимся).