Пейзаж: границы жанра - Фото №0
Пейзаж: границы жанра - Фото №1
Time Out

О событии

История пейзажного жанра от живописца XVII века Жан-Жака де Буасье до таких мастеров современности, как Айзек Джулиан, Гилберт и Джордж.

Объединенная команда российских и французских кураторов демонстрирует наглядно — современное искусство не так радикально отличается от предшествующего, как хотелось бы думать его создателям и мнится перепуганным консерваторам. Люди, с которых пишут портрет, — не говоря уже об окружающей среде — продолжают вдохновлять художников, даже если опознать сюжет удается лишь по этикетке. Иллюстрируют эту недавно еще новаторскую, в последнее десятилетие распространившуюся повсеместно идею чуть больше полусотни произведений, созданных за три века — от Тинторетто до Джона Бальдессари. Демонстрируют их на двух площадках: Музею современного искусства на Петровке достался пейзаж, в ГЦСИ показывают портрет.

Один из лучших музеев Франции, знаменитый прекрасной коллекцией де Латура, был организован после революции, пополнялся сначала реквизированными собраниями обезглавленных аристократов, затем более традиционным образом, а с 1838-го согласно решению городского совета начал целенаправленно собирать интернациональное современное искусство. Несмотря на то что сейчас — в ожидании нового прекрасного здания — коллекция много путешествует, произведений старых мастеров на выставке немного: шесть портретов и пять пейзажей, ни о каком не выдаваемом никому никогда драгоценном Латуре кураторы даже не мечтали.

Большая часть современных пейзажей — видео: Пьер Юиг соединяет черную дыру с видом вулкана, озвучивая статичную дрожащую картинку музыкой из фантастических фильмов, Айзек Джулиан под чтение из Гомера демонстрирует тропический «Рай», Анри Сала в «Дай мне цвета» показывает, как перекрашивают албанскую социалистическую Тирану. С традиционными изображениями гармонирует работа Гилберта и Джорджа — фотоколлаж с фигурами авторов на фоне огромных сперматозоидов напоминает романтические работы Каспара Давида Фридриха — за неимением классика их предлагают сравнивать с идеальным образом Ван Сваневельта. Целостный образ мира в работах современных художников распадается на части, перекомпоновывается. За холодный урбанизм отвечают на выставке фотографы.

Человек изменился еще сильнее — особенно женщины: раскрепостив дивной красоты дам со всеми положенными атрибутами «прекрасного», получили в итоге перформансы испытывающей тело на прочность Марины Абрамович, анилиновые раскраски кинодив, украшения в виде горящих волос, «Писающую женщину» Софи Рикетт. И даже наивных деток теперь видят то с дырочкой в боку, то с повылазившими глазами. А вот мужчины — судя по психологическому портрету работы Тинторетто и рассказывающему о своем самом сокровенном «Вполголоса» Вито Аккончи — стали всего лишь более хуже одеваться.

Другую часть выставки «Границы жанра» можноувидеть здесь

Спецпроект

Загружается, подождите ...