Москва
Москва
Петербург

Симфонический оркестр Мариинского театра

На открытии ежегодного Пасхального фестиваля прозвучат Первая и Пятая симфонии Прокофьева.
Странно даже себе представить, что каких-то пятнадцать лет назад Валерий Гергиев заезжал в Москву лишь по очень большим праздникам и неофициально был персоной non grata — в стыке двух веков и тысячелетий его не жаловало руководство Большого театра, старательно обходили стороной столичные оркестры, и лишь музыкальная критика доносила из Петербурга отголоски тамошних триумфов. Теперь благодаря Пасхальному фестивалю просторы гергиевской империи вбирают и пространство всех без исключения крупных московских концертных залов (он традиционно открывает фестиваль в консерватории, затем появляется в Концертном зале им. П.И. Чайковского, а закрывает его, как правило, в Доме музыки), а также простираются далеко за пределы МКАДа. В последние же годы — настолько далеко, что фестиваль даже как-то не очень удобно называть московским — Пасху с Гергиевым празднуют в Сибири, в Кубани, на севере и в малых городах России, а также там, где в принципе ее особо никогда не праздновали — например, в Ханты-Мансийске или Уфе. Осваивая непростые маршруты, неприспособленные для молниеносных гергиевских марш-бросков, художественный руководитель фестиваля даже успел сформировать у московской публики ощущение ностальгии — кажется, что редкий вечер в консерватории — это короткая остановка на пути из, скажем, Мурманска в Красноярск. Однако в этом году таких вечеров будет довольно много — что позволяет созерцать маэстро сполна.

Причина в том, что Гергиев задумал реализовать масштабный план по исполнению всех симфоний, а заодно и фортепианных концертов Сергея Прокофьева. Прокофьевская ретроспектива в рамках фестиваля уже однажды была, но именно в исполнении Гергиева произведения советского колосса можно слушать до бесконечности — это тот счастливый случай, когда дирижер и композитор образуют между собой электрическое напряжение и дают потрясающий результат. В Мариинке Гергиев был первым, кто меньше чем за десять лет освоил все прокофьевские оперы (от экспрессионистского «Огненного ангела» до эпической «Войны и мира»), но цикл прокофьевских симфоний записал при этом с Лондонским симфоническим оркестром. Москве же предстоит услышать семь симфоний в исполнении главного оркестра в жизни дирижера — Мариинского, понимающего своего руководителя как ни один другой. На открытии фестиваля в Светлое воскресенье будет дан тройной залп — в один вечер прозвучат Первая и Пятая симфонии Прокофьева, а между ними расположится Первый фортепианный концерт — бесшабашно-солнечное творение молодого автора в исполнении недавнего призера конкурса Чайковского Даниила Трифонова. Но главное — это все-таки Гергиев solo: сначала в Первой, «Классической» симфонии, где композитор старательно изображает из себя венского классика, но пару раз намеренно допуская некоторые гармонические скабрезности, и в грандиозной Пятой — написанной вскоре после победы в Великой Отечественной войне. Этот опус — один из ударных и самых противоречивых гергиевских опусов, в котором от победного ликования, описанного в книжках музыковедах, остается немного. В финале радостную улыбку он превращает в пугающий оскал, гром и молнии симфонического оркестра звучат с какой-то угрожающей силой и механическим остервенением — поневоле задаешься вопросом о цене этой победы, когда страна-победитель потеряла в четыре раз больше народу, нежели побежденная держава.

6 апреля 2012

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация