Кавалеры

О спектакле

Ледовая комедия по пьесе Гольдони "Хитроумная вдова". В спектакле Юрия Еремина на первом месте оказывается противоборство мужчин.

Юрий Еремин — режиссер плодовитый, выпускает по нескольку спектаклей за сезон. Вот и сейчас — не успели выйти его чеховские водевили в Театре Пушкина, как вдогонку в Театре им. Моссовета появляется версия пьесы Карло Гольдони «Хитроумная вдова», получившая бойкое название «Кавалеры».

Смена заголовка вполне закономерна: на первом месте в спектакле не интриги очаровательной главной героини, молодой вдовы Розалины (Лилия Волкова), а противоборство мужчин. «Господам кавалерам» не столько важно заполучить в супруги красивую женщину, как показать свое преимущество перед соперниками. Да и для нее самой факт замужества принципиально важнее душевной привязанности. И финальное воссоединение с трогательно верным, но при этом ревнивым и угрюмым Винченцо (Валерий Яременко) не дает ощущения хеппи-энда. Единственный, кто искренне любит чаровницу Розалину, - ее деверь Паскуале (Александр Леньков), смешной и странный седой человечек.

По пьесе все «кавалеры» разных национальностей: Ранбиф (Михаил Шульц) - американец, Лебло (Андрей Смирнов) - француз, Альваро (Евгений Ратьков) - испанец. Режиссеру зачем-то пришло в голову внести в спектакль момент межнациональной распри: с появлением на сцене каждого «кавалера» на заднем плане поднимается соответствующий флаг (конкурирующие при этом срываются и растаптываются); всех троих сопровождают музыканты, наигрывающие узнаваемую мелодию соответствующего края. Для чего это нужно — непонятно. Тем более что молодые актеры точно и обаятельно отображают индивидуальные черты «кавалеров» безо всяких дополнительных приспособлений.

Действие происходит во время венецианского карнавала — весь первый акт артисты ездят на роликовых коньках, хотя происходящее больше напоминает вовсе не Италию, а каток на Чистых прудах. Необходимость постоянно держать равновесие отнимает у актеров много сил, а у спектакля — времени; спортивные экзерсисы лишают спектакль легкости, необходимой для итальянской комедии, и потому второе действие (где все ходят по земле) в сравнении с первым выглядит куда живее. Обидно: такой актерской команде бы нормальную работу режиссера — цены бы этим «Кавалерам» не было.