Москва
Москва
Петербург

Восьмерка

u u u u u Мнение редакции
Автор:
По новой книге Захара Прилепина «Восьмерка» собираются ставить фильм, однако этим ее достоинства не ограничиваются.
Этот сборник небольших повестей – одна из самых ожидаемых книг года. Не в последнюю очередь потому, что самого яркого писателя 2000-х наконец экранизируют, кино по заглавной повести «Восьмерка» снимает Алексей Учитель. Хотя каких, вообще говоря, 2000-х и почему наконец? О Прилепине заговорили-то широко всего семь лет назад, в 2005-м, после выхода романа «Патологии». Просто за столь недолгое время пейзаж отечественной словесности стало невозможно представить без этой бритой головы и улыбки «хорошего плохого парня», очевидной также и в его текстах. По уму, «Восьмерку» следовало экранизировать другому Алексею – Балабанову, у него лучше всех получается нестыдное мужское кино про то, «как надо Родину любить», а ведь по сути весь Прилепин именно об этом. Ну или на худой конец отдать повесть Петру Буслову – потому что сюжетно «Восьмерка» – это, конечно «Бумер» наоборот. Судите сами: четыре физически закаленных друга, но не бандиты, а милиционеры-омоновцы, время действия – девяностые. На автомобиле жигули восьмой модели друзья колесят по родному городу и мочат разнообразных козлов. С шутками, прибаутками и ощутимо печальным исходом в перспективе. Прилепин отказался писать сценарий – мол, не его это дело, но уже в своей литературной основе вещь очень кинематографична: с четкими мизансценами, яркими диалогами, цитатной игрой с полицейско-бандитской квазиреальностью – именно киношной, не литературной. Она, безусловно, запомнится и читателям, и, дай бог, зрителям. Но коль речь о книжке, поговорить хочется и о другом. Прилепин, кажется, нашел свою идеальную форму – не роман (которые у него обычно получаются рассыпчатыми, как русская каша), и не рассказ, в котором важна строгость композиции, а также здоровая тяга к минимализму. Небольшая повесть – характерные герои, бодрый сюжет, внятная история и толика лирики. Именно в этом жанре Прилепину удается уйти от себя-героя, который при всем обаянии уже начал несколько надоедать. С этой точки зрения особенно характерна повесть «Допрос» – история о двух неплохих, но нелепых парнях, которые не то что в Чечне не воевали, но даже по речке в лодке сплавиться не в состоянии. Нормальные маленькие человеки, которые сталкиваются с альтернативной реальностью в обычном отделении милиции. Беседа с опером, вооруженным бутылкой газировки, в прямом смысле переворачивает их жизнь. Местами Прилепин, конечно, потешается над этими домашними мальчиками, – но в «Допросе» есть и большее. Прилепин здесь наконец перерастает своего лирического героя и становится автором, которого ведет правда текста, правда созданной им реальности. Или воссозданной – потому что на «Допросе» с помощью пластиковой бутылки, оказывается, невозможно приврать. Нет здесь той романтической натяжки, которую умный читатель долго прощал Прилепину, по сути давая ему фору. Писатель наконец обыгрывает не только читателя – но по гамбургскому счету это не такой уж фокус; главное – он обыгрывает себя, выходит за собственные границы. А это, вообще говоря, лучшее, что может произойти с автором.
14 февраля 2012,
Восьмерка
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация