Москва
Москва
Петербург

Российский национальный оркестр

В иконостас выдающихся представителей легендарной русской скрипичной школы Муллова, несомненно, входит — но стоит в нем поодаль от своих великих предшественников, да и от современников тоже. И вовсе не потому, что она представительница слабого пола, — она из той породы русских женщин, которые войдут в горящую избу со всеми вытекающими отсюда последствиями, а, скорее, по той причине, что все представления о русских скрипачах она решительно переменила, а некоторые и полностью опровергла. Из того, что она унаследовала и восприняла, — это безупречное, на грани умопомрачения владение инструментом и стихийную виртуозность — ей неведомы никакие технические сложности и, уезжая, предположим, в отпуск с детьми на месяц, она может не взять инструмент с собой — ее скрипичная техника доведена до такого совершенства, что ежедневный экзерсис, как другим скрипачам, ей просто не нужен.

Из того, с чем без сожаления рассталась, — представления о том, что гоже, а что негоже играть «большому музыканту»: она давно уже не исполняет самые ходовые романтические концерты (например, концерт Чайковского — ей не интересно), зато всерьез увлеклась музыкой барокко и аутентичным исполнительством, а периодически ошарашивает серьезных критиков джазовыми программами. Еще она не любит одеваться как все — никаких скучных концертных платьев в пол или традиционных декольте, — помнится, в свой первый после долгого перерыва приезд с сольной программой она вышла на сцену Большого зала Консерватории в бирюзовых брюках и кокетливом черном топе — и выглядела прекрасно. Если уж зашла речь о брюках, то внешний облик Мулловой образца 2012 года резко отличается от того, какой ее впервые запомнили в начале 80-х годов, когда она получила I место на Конкурсе им. Чайковского. Тогда ее называли «железной Викой» — она была строга и аскетична, одевалась крайне формально, никаких улыбок публике, прямая спина и волосы, собранные в конский хвост, — образцовый образ серьезной советской девушки. Потом об этой девушке писали во всех европейских газетах: находясь на гастролях в Финляндии, Муллова в один прекрасный день ушла из отеля и не вернулась — переехав на машине из Финляндии в Швецию, она попросила политического убежища.

Затем у нее началась мировая карьера, и в Россию она попала только спустя почти десять лет после своего побега — будучи солисткой в концерте Берлинского филармонического оркестра в 1991 году. Но это был краткий эпизод, и ее реальное возвращение к московской публике (о фактическом и речи быть не могло — сейчас Муллова живет в семьей в Лондоне и прекрасно себя ощущает) случилось только уже в новом веке. Тем, кто видел ее раньше, показалось, что приехал совершенно другой человек — улыбающаяся обаятельная леди, выглядящая лет на пятнадцать моложе своего возраста, довольно экстравагантно, но с безупречным вкусом одетая — и играющая столь же безупречно, что и раньше, но с совершенно другой энергией — свободного и незакомплексованного человека. Именно эта энергия придает ее
исполнению совершенно особенный ракурс, даже когда речь идет о таких игранных-переигранных сочинениях, как скрипичный концерт Брамса, который она играет в Москве в этот раз. Что интересно, рядом с ней за дирижерским пультом будет чинно стоять Михаил Плетнев — человек совершенно другого темперамента, да и музыкальных вкусов. То, что публику заинтригует такое сочетание несочетаемого, — наверняка.
9 февраля 2012,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация