Москва
Москва
Петербург

Сильфида

Автор: Жан Мадлен Шнейцхоффер
Актеры: Семен Величко, Эрика Микиртичева, Кристина Шапран
Режиссер/Постановщик: Пьер Лакотт
Легендарный балет Тальони, восстановленный Лакоттом. Получилось потрясающе красиво и фантастически музыкально.

При открытии занавеса юный шотландец Джеймс дрыхнет в высоком кресле. У него сегодня важный день — официальное объявление помолвки, прием гостей (обязательно придут все соседи). Он спит и улыбается — а за его креслом притаилась девушка с крыльями, что внимательно разглядывает человека. Белоснежная летучая нечисть, дух воздуха, вдруг влюбившаяся в красавчика-фермера. Не будет у Джеймса свадьбы с честной крестьянской девушкой Эффи, погибнет репутация и навеки будет разбито сердце — впрочем, Сильфиде ее влюбленность обойдется еще дороже: она заплатит пусть призрачной, но все же вполне ощутимой своей жизнью. Романтические истории всегда кончаются плохо — а «Сильфида», балет, поставленный в 1832 году Филиппо Тальони, — образцово романтическая история.

Вообще-то от того спектакля ничего не осталось, кроме восхищенных рецензий, — балет в какой-то момент перестали танцевать во Франции, и он бы пропал совсем, если бы его не увидел до того Август Бурнонвиль. Датский балетмейстер восхитился — и поставил в Копенгагене свою версию. Иная музыка, иная хореография, только сюжет совпадает — но именно этот балет сохранил легенду. И сотню с лишним лет по всему миру танцевали именно балет Бурнонвиля — пока в 1971 году французский хореограф Пьер Лакотт не восстановил спектакль Тальони для Парижской оперы. Ну то есть как восстановил? Стилизовал, придумал. Но получилось так удачно, что теперь в мире снова есть две «Сильфиды». И в Москве тоже будет две — версия Бурнонвиля идет в Большом.

Тальони ставил спектакль для своей дочери Марии — и сполна использовал феноменальные возможности девушки. Умение парить над сценой (на балетном языке — «баллон»), умение не шатаясь стоять на кончиках пальцев («апломб»). И партия Сильфиды — сочетание парящих прыжков и точеных поз. Лакотт тщательно воспроизвел эти особенности сильфидного танца. Правда, он пожертвовал исторической достоверностью: Мария Тальони была первой балериной мире, танцевавшей на пуантах, и в том давнем спектакле остальные действующие лица были в полужестких тапочках или на каблуках. Так Тальони обеспечивал контраст между духом воздуха и обыденными людьми. Пуанты были привилегией личности исключительной. Лакотт же поставил на пуанты весь кордебалет.

Но это, пожалуй, единственная претензия, которую можно предъявить «Сильфиде» Лакотта. Балет поразительно красив, фантастически музыкален и полон замечательных танцев. С труппой Музыкального театра работает сам Лакотт, а также его жена, одна из французских балерин-богинь, — Гилен Тесмар, для которой он когда-то и придумал спектакль. Так что качество гарантировано.

Фото Олега Черноуса

18 ноября 2011

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация