Иевфай

О событии

Величественная оратория Генделя в исполнении одного из лучших барочных ансамблей, французского Les Arts Florissants.
Прошлогодний визит Les Arts Florissants, одного из самых известных в мире барочных ансамблей, вызвал даже у самых аскептичных столичных меломанов вздох восхищения — на два часа французская команда певцов и инструменталистов перенесла полторы тысячи человек, находившихся в зале, на другую, более совершенную планету. Тогда звучали Перселл и Шарпантье; ныне «Цветущие искусства» (именно так переводится название ансамбля) предъявляют Москве одну из своих козырных карт — Генделя. Среди многочисленных (свыше тридцати) ораторий немецкого мастера создатель и бессменный лидер ансамбля Уильям Кристи выбрал одну из самых драматичных — «Иевфая», — написанную композитором в 1751 году в обстоятельствах, которые могли бы сами по себе стать сюжетом для пространного опуса.

В авторской партитуре содержатся рукописные пометки композитора, написанные нетвердой и не очень уверенной рукой: «дошел до окончания второго акта 13 февраля, пришлось прекратить из-за проблем с левым глазом»; следующая пометка относится к 23 февраля — «стал видеть лучше, продолжаю». За несколько месяцев, пока писался «Иевфай», композитор неумолимо терял зрение и окончил ораторию будучи уже фактически слепым. Столь драматичная ситуация, как это обычно бывает, придала сочинению особый характер, но не панического страха перед неизбежным, а величественного стоицизма — им насквозь проникнут библейский сюжет о полководце Иевфае, неосмотрительно давшем обет Богу в случае своей победы принести в жертву первое попавшееся на глаза живое существо и встретившем по возвращении свою единственную дочь. Если бы подобный сюжет «озвучивал» Чайковский или Верди, то он наверняка превратился бы в душераздирающую мелодраму — но в сочинении Генделя все дышит благородством и философским спокойствием. Строгие, лаконично выписанные арии чередуются с масштабными хорами, производя завораживающее впечатление, — оказывается, для эмоционального потрясения не нужно ни пышных постановочных эффектов, ни заламывания рук. Учитывая же, что за дело берется Уильям Кристи, как никто умеющий ввести своих музыкантов, как и свою публику, в молитвенное состояние, концерт просто-таки обречен на успех. Отдельное удовольствие — команда солистов: в их рядах молодое английское сопрано Кэтрин Уотсон, американский контратенор Дэвид Дикью Ли и солидный британский бас Нил Дэвис