Москва
Москва
Петербург

Иевфай

Величественная оратория Генделя в исполнении одного из лучших барочных ансамблей, французского Les Arts Florissants.
Прошлогодний визит Les Arts Florissants, одного из самых известных в мире барочных ансамблей, вызвал даже у самых аскептичных столичных меломанов вздох восхищения — на два часа французская команда певцов и инструменталистов перенесла полторы тысячи человек, находившихся в зале, на другую, более совершенную планету. Тогда звучали Перселл и Шарпантье; ныне «Цветущие искусства» (именно так переводится название ансамбля) предъявляют Москве одну из своих козырных карт — Генделя. Среди многочисленных (свыше тридцати) ораторий немецкого мастера создатель и бессменный лидер ансамбля Уильям Кристи выбрал одну из самых драматичных — «Иевфая», — написанную композитором в 1751 году в обстоятельствах, которые могли бы сами по себе стать сюжетом для пространного опуса.

В авторской партитуре содержатся рукописные пометки композитора, написанные нетвердой и не очень уверенной рукой: «дошел до окончания второго акта 13 февраля, пришлось прекратить из-за проблем с левым глазом»; следующая пометка относится к 23 февраля — «стал видеть лучше, продолжаю». За несколько месяцев, пока писался «Иевфай», композитор неумолимо терял зрение и окончил ораторию будучи уже фактически слепым. Столь драматичная ситуация, как это обычно бывает, придала сочинению особый характер, но не панического страха перед неизбежным, а величественного стоицизма — им насквозь проникнут библейский сюжет о полководце Иевфае, неосмотрительно давшем обет Богу в случае своей победы принести в жертву первое попавшееся на глаза живое существо и встретившем по возвращении свою единственную дочь. Если бы подобный сюжет «озвучивал» Чайковский или Верди, то он наверняка превратился бы в душераздирающую мелодраму — но в сочинении Генделя все дышит благородством и философским спокойствием. Строгие, лаконично выписанные арии чередуются с масштабными хорами, производя завораживающее впечатление, — оказывается, для эмоционального потрясения не нужно ни пышных постановочных эффектов, ни заламывания рук. Учитывая же, что за дело берется Уильям Кристи, как никто умеющий ввести своих музыкантов, как и свою публику, в молитвенное состояние, концерт просто-таки обречен на успех. Отдельное удовольствие — команда солистов: в их рядах молодое английское сопрано Кэтрин Уотсон, американский контратенор Дэвид Дикью Ли и солидный британский бас Нил Дэвис

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация