Москва
Москва
Петербург

Малевич - Суетин - Чашник - Ермилов: супрематический канон

Галерея Гари Татинцяна выставляет работы Казимира Малевича и его учеников-супрематистов.

После того как практически все значительные произведения русского авангарда упокоились в музеях, выставка даже крошечных рисунков Малевича и работ его учеников в галерейном пространстве кажется жестом немного анахроничным. Но тем не менее приятным — заведение Татинцяна славится своей высокой экспозиционной культурой, до которой далеко отечественным музеям. Здесь все смотрится выигрышно, и даже небольшие работы Малевича и его учеников — Суетина, Чашника, Ермилова — произведут должное впечатление. А представленные здесь среди прочего карандашные рисунки художников не просто хранят почерк создателей — на них зафиксирован сам ход их мысли.

Преданные последователи Малевича, Николай Суетин и Илья Чашник, работали по методу своего учителя как по канону, для менее известного Василия Ермилова супрематизм соединился с противоположной конструктивисткой системой. На выставке можно видеть и несколько супрематических композиций самого Малевича, в том числе и небольшой "Черный крест", сделанный тушью в 1919 году. Его же удивительный "Мистик" (бумага, карандаш) 1932 года с поднятыми вверх руками, на которых отпечатались кресты — лучшее доказательство антисоветской направленности "крестьянской" серии, созданной в эпоху коллективизации и сталинской атаки на православие.

Все эти работы разными путями оказались в частном собрании Льва Нусберга — активного участника кинетической группы "Движение". Свой интерес к авангарду неофициальные художники могли реализовать лишь благодаря личному знакомству с коллекционерами и наследниками шедевров; вход в музейные запасники, где под серьезным идеологическим спудом хранился авангард, им был заказан. С другой стороны, для частичной реабилитации малопонятных народу квадратиков и палочек в то время много писали о периферийной деятельности авангардистов (например, по оформлению революционных праздников), в которую оголодавшие творцы включались вне зависимости от художественной ориентации.

На эту же удочку попались и кинетисты — активно включившись в приготовления Ленинграда к 60-летию Октября, они думали наконец наладить преемственность и стать законными наследниками авангарда. И так же, как и их предшественники, потерпели фиаско: советская власть имела специфическую художественную концепцию, в которую не вписывались ни супрематические квадратики, ни "неофициальные" движущиеся конструкции. Зато устанавливалась странная эстетическая наследственность — в случае с Нусбергом она получила материальное воплощение.
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация