Свадьба Кречинского
Time Out

О спектакле

Комедия Сухово-Кобылина в постановке Павла Хомского понравится любителям старой театральной школы.

Выходя из Театра им. Моссовета после недавней премьеры режиссера Павла Хомского по знаменитой комедии Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», я услышала за спиной удовлетворенный вздох зрительницы: «Так надоело все это актуальное, а тут хоть в настоящем театре посидела».

И впрямь: на актуальность и намека нет, а приметы «настоящего» налицо. Занавес есть. Плоские стены в разных обоях, обозначающих разные места действия, в правильной очередности опускаются из-под колосников. Актеры в якобы исторических костюмах, лишь изредка забывая слова, но часто всплескивая руками, громогласно (у кого получается) подают реплики в зал и терпеливо дожидаются его реакции. Седовласый премьер лет на тридцать старше своего «рокового» героя картинно прижимает к груди молодую героиню или отчаянно хлопочет лицом, изображая работу коварной мысли. Комик, не щадя темперамента, выдает все наработанные за годы и годы приемы чуть ли ни в каждой сцене. Инженю в кринолине закатывает глаза, дует губки и верещит почти фальцетом — вот вам и наивность с чистотой и юностью. Что еще надо? Зал одобрительно хихикает и послушно аплодирует особо смачно сыгранным номерам.

Зрители пришли отдохнуть, и на этом спектакле их никто не потревожит. Одну из самых горьких «комедий» русского репертуара — о страстях человеческих: о любви, о гордыне, о чести — им играют как добродушное пособие для провинциалов в столице: не гонись за модой; не думай, что каждый «папик» в хорошо сидящем костюме на самом деле живет на Рублевке; доверяй, но проверяй. В период бури и натиска рубежа 60-х годов прошлого века театральная молодежь взбунтовалась именно против такого «настоящего» театра: против штампов и позерства, против абсолютной глухоты к реальной жизни, против благодушной фальши. И появились «Современник», «Таганка», юный Гамлет в «Маяковке», «Город на заре» и «Иркутская история» в Вахтанговском, новое кино. Среди тех «бунтарей» и борцов за правду не в последних рядах были Евгений Стеблов, Валентина Талызина, Александр Леньков. А теперь они напомадились, приосанились и… перешли на другую сторону баррикады: играть комедию об обманутой невесте.