Москва
Москва
Петербург

Русское искусство ХХ века

В Государственной Третьяковской галерее открывается вторая очередь новой экспозиции искусства ХХ века: от 1930-х до наших дней.

Кураторы из Третьяковки поставили себе задачу почти невыполнимую: создать последовательный и ясный образ русского искусства ХХ века. С историей у нас так все запущено, что сам черт ногу сломит — хотя он и раньше не особенно совался в девственно пустые залы на Крымском Валу, где не слишком внятные экспозиции меняют одна другую примерно со скоростью смены общественно-экономических формаций. К новой выставке приурочили ремонт — белые стены для более адекватного понимания зрителями исторических реалий красят в разные цвета.

Вещи в экспозицию отобраны в основном уже известные, можно сказать, хрестоматийные. Однако материал новаторски сгруппирован таким образом, чтобы каждый зритель мог выбрать фрагмент искусства по вкусу. Тех, кто устраивал непонятные революции в искусстве, или понятных (по крайней мере, с первого взгляда) контрреволюционеров. Чистых соцреалистов, смелых подпольщиков или тех, кто в тридцатые — пятидесятые тихо показывал идеологическому монстру кукиш в кармане. В простом подразделении творцов на социалистических романтиков, идеологически непримиримых (но в рамках живописной традиции), ангажированных певцов великих строек и, наконец, совсем уж отвязанных нонконформистов-авангардистов разберутся и дошколята. Генеральная линия также чиста и прозрачна — развитие и выживание русской живописи в прошлом веке.

Для того чтобы зрителю стало все уж совсем понятно, в основной экспозиции представлено только то, что серьезные специалисты считают «традиционными видами искусства»: живопись, графика, скульптура. Все образчики «нетрадиционной ориентации» — инсталляции, перформансы и прочие фотографии — показывают этажом ниже. Там год назад открылась «экспериментальная» экспозиция, составленная сотрудниками Отдела новейших течений, который возглавляет Андрей Ерофеев, к работе над главной выставкой не допущенный. В этом прекрасном и предельно обустроенном музейном космосе нотку здоровой шизофрении создает то обстоятельство, что обе экспозиции — «настоящая» на четвертом этаже и «экспериментальная» на третьем — разворачиваются навстречу друг другу и сталкиваются лоб в лоб у единственной лестницы.

24 октября 2005,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация