Переписывая миры / rewriting worlds - Фото №0
Переписывая миры / rewriting worlds - Фото №1
Переписывая миры / rewriting worlds - Фото №2

О событии

Главный проект 4-й Московской биеннале полон противоречий, но по крайней мере разнообразен по форме и содержанию.
Обложенный, как больной подушками, многочисленными специальными и параллельными программами, главный проект Московской биеннале непредсказуем. К тому же в городе, серьезно сравнивающем себя с мировыми столицами, притом что нет в нем до сих пор ни настоящего музея современного искусства, ни стабильной инфраструктуры, биеннале приходится быть больше чем биеннале. И что делать, если выставка — слишком важная, чтобы ей прощали слабости, слишком бедна и не может позволить себе то, что по карману другим международным форумам, к тому же не слишком опытна — четыре года не возраст (зато теперь уже не так одинока — в последние годы самое мощное и новое мировое искусство нам регулярно демонстрирует «Гараж»). От нее ждут демонстрации новейших тенденций, потрясающих открытий, признанных шедевров, громких имен в программе, не говоря уже об уме и красоте экспозиции, художников и отдельных экспонатов. Причем одни хотели бы получить все это в комплекте, но есть и строгие пуристы, желающие ограничиться лишь одним компонентом — чтоб если есть ум, красоте не было бы места.

Решать все эти противоречия в этом биеннальном цикле призван Петер Вайбель — директор Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ, известный страстью к новейшим медиа, интересом к «магии связей, коммуникации, распространения информации», уверенный, что «даже те, у кого нет интереса и иллюзий, все еще могут быть очарованы возможностями технологий сегодня». Правда, в своем российском проекте он старался проявить «справедливость» по отношению к различным художественным средствам, что не очень характерно для большинства выставок: «Важно, чтобы эти средства были актуальны, говорили на языке современности и в сочетании друг с другом отражали концепцию проекта, заложенную в названии. Можно будет увидеть живопись и графику, видео- и саундинсталляции, особенное внимание уделено интерактивности. И, разумеется, очень важно содержание работ — я увлечен культурной антропологией, взаимоотношениями искусства и политики. Работа Герхарда Рихтера — не просто живописное полотно, в ней речь идет об 11 сентября, а работа Ричарда Гамильтона — не просто представляет карту, а задает вопросы о войне».

Кроме формы и содержания Вайбеля волнуют отношения произведения искусства и публики: «Для меня идеальным зрителем был бы тот, кто готов вступать в отношения с работами, кто увлекся бы интерактивностью, участвовал в диалоге и, таким образом, осознал бы свое собственное присутствие и свою роль в искусстве. Мне не интересна пассивная аудитория». Потому его проект рассчитан на соучастие зрителя в «переписывании миров», минимум — на «активное смотрение», максимум — на взаимодействие. Встречать зрителей на Artplay будет активно реагирующая на публику «Муха».

И, что особенно важно для все еще сомневающейся в себе Московской биеннале, Вайбель уверен в необходимости подобных проектов: «Хотя биеннале сегодня часто критикуют, я считаю, что они гораздо важнее, чем, например, музеи, к тому же более свободны, менее зависимы от рынка. Биеннале — основное средство развития, да и просто существования искусства».

На иллюстрации: Олафур Элиассон «Без названия»



Спецпроект

Загружается, подождите ...