Мертвые души

О спектакле

Переписанная драматургом Владимиром Малягиным поэма Гоголя стала материалом для авторской режиссуры Сергея Арцибашева. Из явных достижений – сценографический минимализм Александра Орлова.

Спектакль Сергея Арцибашева по пьесе завлита Театра Маяковского, драматурга Владимира Малягина, переделавшего поэму Гоголя в пьесу, поделен ровно пополам. В первой части излагается первый том «Мертвых душ» а во второй одновременно и второй том, и домыслы о том, как могла бы закончиться жизнь Чичикова. От Гоголя здесь — традиционная мистика и стремление показать всю Россию.

Большая подвижная стена, блестяще придуманная сценографом-функционалистом из Петербурга Александром Орловым, то вращается во время поездки Чичикова в кибитке, то становится невидимой для зрителей, пропуская через себя персонажей (в зале кажется, что они проходят сквозь стену).

Во второй части после известия о смерти некоей Ханасаровой, оставившей Чичикову в наследство три миллиона, на которые, кроме него, претендуют еще трое ее родственников, появляется эдакий Мефистофель. Он и провоцирует Павла Ивановича на подлые поступки. Выясняется, что вообще-то Чичиков — человек нежный и даже сентиментальный. И тяжкие метания героя в духе гамлетовского «быть или не быть» становятся апофеозом спектакля.