Москва
Москва
Петербург

Печали американца

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Роман Сири Хустведт о попытках объяснить жизнь при помощи психоанализа.
Российские читатели открыли для себя Сири Хустведт в прошлом году, когда на русский язык перевели ее третий и самый успешный роман «Что я любил», вышедший в Америке в 2003 году. Кажется, из тех, кто осилил этот не самый компактный том, он никого не оставил равнодушным. Большинство прочитавших поклялись в вечной любви этому автору, признав, что она даже лучший писатель, чем ее муж прославленный Пол Остер. Ведь Хустведт умудрилась в этой книге соединить психологию и интеллектуальность таким хитрым способом, что над романом хотелось думать и рыдать одновременно. Мой друг, которому я дала книгу в отпуск, вернул мне ее со словами: «Когда дочитал — пил два дня».

После «Печалей американца» напиться можно только с досады. Он не то чтобы не получился, но из него вдруг ушла вся та хтоническая жизненная сила, которой так хороша была Хустведт в предыдущей книге. Он сух, как старая библиотекарша.

Американца зовут Эрик Дэвидсен. Он психоаналитик и пытается все объяснить — свои собственные реакции и поведение окружающих, сны (их в романе ну очень много и все они какие-то фальшивые). Он разведен, у него есть старшая сестра Инга — вдова знаменитого писателя — и племянница Соня. В какой-то момент Инга узнает, что ее муж был ей неверен и у него есть внебрачный сын. Это одна сюжетная линия.

Другая линия — не менее интригующая — это попытки Инги и Эрика восстановить прошлое своего отца Ларса (как и у ее героев, у самой Хустведт — норвежские корни). И, наконец, третья — это влюбленность Эрика в свою квартиросъемщицу — темнокожую художницу Миранду. Ее семья происходит с Ямайки, и она не устает рисовать и обсуждать с Эриком свои ночные кошмары, которые касаются «угнетенного прошлого ее народа». Все сюжетные линии с математической точностью впаяны в роман и сменяют друг друга в строго определенной последовательности. Ни одно событие, ни один сон, ни один разговор не остаются необъясненными с точки зрения психоанализа и под конец от этого настолько воротит, что невольно вспоминается бородатый анекдот про Фрейда и его дочь, которой приснилось, как папа угощает ее бананом.

Нельзя сказать, что книга засушена от начала и до самого конца. Время от времени сквозь толстый панцирь психоаналитических выкладок пробивается нечто человеческое. Например, что можно устать быть матерью. Или что некоторые важные события нашей жизни меняют человека навсегда. В одну реку нельзя войти дважды. Только ведь это не Хустведт первой придумала. И капелька человечности этой книге 2008 года не помешала бы. Любопытно, последний роман писательницы «The Shaking Woman or A History of My Nerves», вышедший в прошлом году, и вовсе можно читать вместо учебника? Или Сири все-таки вспомнила, что она не только ученый, но еще и живой человек?
3 мая 2011,
Печали американца
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация