Москва
Москва
Петербург

Анна Каренина

Мариинка представляет изящный дайджест толстенного романа.

Год назад, когда была премьера в Мариинке, на сцене чуть не случилась железнодорожная катастрофа: выстроенный в натуральную величину вагон, что поворачивался вокруг своей оси, вдруг стал клониться набок с явным намерением рухнуть в оркестровую яму. В кулисах раздалось «Мать!», занавес закрыли и зрителей отпустили на неожиданный антракт. Успеху, надо сказать, это не помешало — финальную овацию балет Родиона Щедрина, поставленный Алексеем Ратманским, получил.

Бывший главный хореограф Большого, ныне работающий в American Ballet Theatre, «Анну Каренину» ставил не для Мариинки — в Петербург он перенес уже готовый спектакль. Впервые толстовский сюжет Ратманский пересказал в танце семь лет назад в Датском королевском балете. Поэтому его фамилии нет в номинации «хореограф» — по правилам «Золотой маски» в список включаются только авторы, сделавшие данный спектакль впервые. Эта «Каренина» присутствует в двух номинациях — «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль» (из трех исполнительниц экспертный совет выбрал Екатерину Кондаурову).

Сцена почти пуста и обнесена экраном (за оформление отвечают сценограф Микаэль Мельби и видеохудожник Уэндел Харрингтон). На этот экран транслируются изображения интерьеров и пейзажей. Впрочем, чаще всего — небо: то умиротворенно-спокойное, то с буйно летящими грозовыми тучами.

Забудьте про фирменный юмор Ратманского — в этот вечер вы не увидите ничего смешного. В маленьком балете (час двадцать, если не считать антракт) объемный толстовский роман сведен к дуэтам Анны и Вронского и патетическим монологам бравого офицера. Дуэты вполне трогательны; мужские монологи же более всего напоминают мстительные девчачьи мечты — «вот умру, ух как он будет мучиться». И мучается — прыжками пересекает сцену, тянет руки к чему-то невидимому, о чем-то умоляет…

Все остальное — светское общество, сынок Сережа, нелюбимый муж — мельком-мельком-мельком, события пролетают мимо, как дома мимо бегущей к любимому Джульетты. Впрочем, нет: есть одна отличная кордебалетная сцена — может быть, вообще лучшая сцена в спектакле. Скачки — когда в окружении внимательных дам на старт выходят господа офицеры. Соревнование красавчиков в мундирах — в котором нет и намека на тривиальный перенос движений жокеев — поставлено восхитительно. Все кокетство скачек и беззаботное мужество их — в сложно сплетенных кордебалетных танцах. Этот ипподром стоит многих бальных залов.

15 марта
Диана Вишнева

В исполнении Дианы Вишневой героиня будто сбежала из другого романа Толстого — на сцене скорее Наташа Ростова, чем Анна Каренина. Порывиста, искренна, взбалмошна, вообщето совершеннейший подросток. Бегает по сцене, щебечет, в игрушки играет. Тут транслируется не точка зрения взрослого человека Льва Толстого (которому, например, Вронский очень не нравился), а влюбленной девчонки, что приписывает объекту страсти все добродетели.

16 марта
Ульяна Лопаткина

История, что рассказывает Ульяна Лопаткина, — история слома сильной женщины, вдруг обнаружившей, что мир вокруг слишком мелок. И она кидается в поиски чего-то настоящего. Но бравый любовник (Юрий Смекалов; сила и мускулы, опыт работы в театре Бориса Эйфмана) до невозможности тривиален даже в самых патетических монологах, муж (Сергей Бережной, звезда прежнего поколения, ныне репетитор в театре) слишком утомлен службой. Этой Анны чересчур много для расчисленного мира — и она этот мир от себя избавляет.

17 марта
Екатерина Кондаурова 

Кондаурова в роли Анны — воля, темная страсть, удовольствие. Танец Кондауровой по-питерски академичен (вагановская выучка в каждом выточенном па) и броско-эффектен. Кажется, она ближе всего подошла к изображению именно толстовской героини — ее Анна из таких женщин, которых Лев Николаевич боялся и которым читал мораль.

14 марта 2011,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация