Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Лебединое озеро

Легендарный спектакль, претендующий на победу в трех номинациях в конкурсе «Золотой маски».

Это «Лебединое озеро» более века назад сотворили два суперпрофессионала — Александр Горский и Асаф Мессерер. Третий — Михаил Мессерер — его воскресил.

За два года до наступления ХХ века 27-летний петербуржец Горский был командирован из Мариинского театра в Большой для копирования сочинений Мариуса Петипа. Но участь простого «переносчика» балетов его не вдохновляла — и он начал править спектакли великого старца, вызывая тем самым яростное возмущение автора. Впрочем, правка была так хороша, что, например, «Дон Кихот» был перенесен обратно в Мариинку именно в версии Горского — и идет там по сей день. В 1901 году Горский взялся за «Лебединое озеро». И был уверен, что работает «на провал»: публика была уже настроена против этого балета, предыдущие версии Вацлава Рейзингера и Йозефа Хансена были крайне неудачными. Но его спектакль имел успех — и долго-долго, до конца шестидесятых годов ХХ века, «посмотреть «Лебединое» в Большом» — значило посмотреть именно спектакль Горского. Затем он исчез — а полтора года назад его воскресил в Михайловском театре Михаил Мессерер. Теперь старинный балет показывают в конкурсе «Золотой маски», где он претендует на победу в трех номинациях — «Лучший спектакль», «Лучшая работа постановщика» и «Лучшая женская роль» (белого и черного лебедей танцует Екатерина Борченко).

Что придумал в «Лебедином» именно Горский? Несимметричные птичьи построения: симметрия — знак гармонии, а в музыке Чайковского слишком много тревоги, надежды и отчаяния. Впервые появившегося Шута (да-да, раньше его не было — теперь же не найти классического спектакля без этого героя). Хеппи-энд — у Петипа и Иванова влюбленная парочка тонула в результате борьбы со злом, а у Горского герои впервые выжили. Замечательные характерные танцы — и прежде всего испанский, ставший образцом того, как можно передать стиль совершенно небалетной страны в безупречно классическом балете.

Горский сам переделывал спектакль шесть раз (в одной из версий у Одилии были рога на голове, а Одетта была в длинном платье, с двумя косами в короне — хореографу виделась грузинская княжна), а после его смерти в 1924-м — не раз его ученики и последователи. Та версия, что восстановлена сейчас в Петербурге, ориентируется на спектакль Асафа Мессерера, вариант 1937 года. Ученик Горского, сверхвиртуоз, для которого хореограф сочинил особенно сложную вариацию, переделал четвертый акт балета. Тогда, в частности, появился и тот финал, что потом взял Константин Сергеев для своей редакции в Мариинке: злодея коршуна убивают путем отрывания крыла.

Сорок с лишним лет назад, когда Юрий Григорович поставил в Большом свою версию «Лебединого», балет Горского и Мессерера сослали на неудобную сцену Кремля, где он тихонько и умер. Теперь есть шанс его увидеть — и оценить работу как давних авторов, так и сегодняшнего: перфекционист Михаил Мессерер добился такого качества работы лебединого кордебалета, что не снилось ни Большому, ни Мариинке.

14 марта 2011,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация