Добродетель эгоизма | Time Out

Добродетель эгоизма

Добродетель эгоизма

О мероприятии

Философский сборник публицистики по мотивам Ф. М. Достоевского, в котором Айн Ренд учит читателя беречь душевное равновесие.

В принципе теперь два пухлых романа (один двухтомный, другой трехтомный) Айн Рэнд можно не читать. Писатель из нее как из Чернышевского — никакой. Художественность ей нужна постольку, поскольку позволяет в доступной для читателя форме изложить свои философские взгляды. Строго говоря, это до Рэнд уже сделал Достоевский, вложив тезисы в уста одного из двойников Родиона Раскольникова — Петра Петровича Лужина.

Любой школьник, который хоть краем сознания присутствовал на уроке, посвященном «Преступлению и наказанию», помнит лужинскую теорию «целого кафтана», которая сводится к следующему: любой человек должен стремиться к достижению своих целей, жить для себя одного. То есть если, скажем, у кого-то есть кафтан, а у другого его нет, то рвать свой кафтан и делиться им с другим не стоит. Никакой пользы от этого никому не будет. Ведь какая может быть польза от половинки кафтана? Рэнд ни разу не ссылается на Достоевского, но мысли излагает вполне с Лужиным схожие. Прославившая ее теория объективизма предлагает в первую очередь опираться на разум и пользу. Чувства, предчувствия, а в особенности вера — вещи небезопасные, поскольку могут навредить. Скажем, разумно ли спасать незнакомого (или знакомого) тонущего человека? — задается вопросом Рэнд. Разумно только в том случае, если вы хорошо умеете плавать.

Если же вы на воде держитесь как топор, то лучше вам в воду не лезть и изыскать какие-нибудь другие способы помочь оказавшемуся в беде. Если нет такой возможности — значит нет. Сам погибай, а товарища выручай — сомнительная максима. Чужие неприятности — не повод самому лишиться жизни.

Поскольку книга «Добродетель эгоизма» собрана из публичных лекций Рэнд и ее ближайшего последователя Натаниэля Брандена, то основы объективизма в ней объясняются буквально на пальцах и конкретных бытовых примерах. Сказав все положенные слова про то, что человек тем от животного и отличается, что ему природой не дано автоматически заботиться о поддержании жизни и продолжении рода — он должен думать, что делает, чтобы не наломать дров, — Рэнд учит, как это сделать. Например, если у мужчины тяжело заболела жена и он потратил на ее лечение все, что у него было, прав ли он? С точки зрения объективизма прав, потому что он не представляет себе жизни без этой женщины (то есть он в первую очередь заботится о себе, что правильно). Должен ли он был так же печься о здоровье жены соседа? Разумеется, нет — какое ему, в сущности, дело до жены соседа? Другой краеугольный камень ее учения — ощущение счастья. По словам Рэнд, несчастье так же свидетельствует о ментальной поломке организма, как боль — о физической. Но означает ли это, что нужно стремиться ко всему, что делает человека счастливым? Вовсе нет. Счастье важно поставить на контроль разума и пользы. Если то, что дает ощущение счастья, ведет к саморазрушению — этого следует избегать.

Объективизм Рэнд вообще ставит во главу угла личность как таковую со всеми вытекающими из этого последствиями. Например, имеем ли мы право гордиться великими предками? Не имеем, утверждает философ, потому что мы к ним не имеем никакого отношения. Если твой прадед был губернатором, а ты всего лишь шофер — никому про прадеда не рассказывай. Тут не гордиться, а стесняться надо.

Если соблюдать все эти постулаты, то на земле наступит всеобщий рай неограниченного капитализма. Во всяком случае Рэнд очень в это верила. Судя по тому, каким спросом ее книги пользуются сейчас в России (на Западе она известна и любима с 1950-х), у нее нашлось немало единомышленников.

Билетов не найдено!

Закрыть