Москва
Москва
Петербург

Спартак

Мариинский театр представляет историю Древнего Рима, сотворенную Леонидом Якобсоном.
«Спартак», что привозит в Москву Мариинский театр (в рамках оффпрограммы «Золотой маски»), — это такая глыбина, диковина, дикая достопримечательность вроде сталинских высоток. Спектакль был сотворен Леонидом Якобсоном в 1956 году — и это была первая в мире постановка балета Хачатуряна (версия Игоря Моисеева, что исчезла без следа, и версия Юрия Григоровича, что по сей день идет в Большом театре, появились позже). В пятидесятых, в момент первой постановки, это была сенсация. Современников поражало все: мощь декораций, огромные толпы народа, но главное — непривычная пластика артистов.

Якобсон снял с балерин пуанты, выдав им «исторически достоверные» сандалии, и заставил их ставить ноги невыворотно (то есть как обычные люди). Он требовал, чтобы с детства держащие спину девушки изгибались по-восточному плавно, выдавая обещание в каждом движении: если героиня — гетера, она не должна быть чопорной, как принцесса. Мужчин же превращал в скульптуры: они не слишком много двигались, зато периодически застывали в эффектных позах. Римские жители не носились когортами по сцене — великий город был монументален и величественен. Но и оппонент этого города, Спартак, фиксировал игру мускулов, горделиво разворачивался, не спешил — это было противостояние равных.

В отличие от всем знакомого спектакля Григоровича, персонифицировано (восставший раб Спартак — римский полководец Красс), у Якобсона Спартак противостоит именно Риму, а не Крассу (тот есть среди действующих лиц, но эта роль — для актера миманса: Красса только носят по сцене, он вообще не танцует). Но в том-то и дело, что стилистически Спартак от римлян ничем не отличается — он часть Римской истории, не более того.

Спектакль делится на сцены стоп-кадрами: вот отыграли эпизод, и все замерли и превратились в барельеф. И снова, и снова, и снова. Некоторые сцены (например, финальная битва) только из стопкадров и состоят: раз барельеф, два барельеф, и — все, Спартака уже убили. Камень побеждает живых людей, Рим побеждает восставших. Замирание жизни, в пластике — победа памятника над живым человеком. Якобсон (всю жизнь битый советской властью за эксперименты с пластикой и просто за национальность) воспел Рим в спектакле про его врага. Стоит ли смотреть этого «Спартака»? Ну, штука действительно грандиозная, хотя и внушающая печальную мысль: в каком же мире нужно было жить, чтобы вот это сотворить с танцами? С образовательной точки зрения познакомиться стоит.

4 марта 2011,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация