Москва
Москва
Петербург

РНО п/р М. Плетнева

Сибелиус - непременное зимнее блюдо Российского национального оркестра.
Главный дирижер РНО Михаил Плетнев всегда любил Сибелиуса, мрачного и величественного классика, последнего рыцаря ушедшей с началом ХХ столетия романтической эпохи. Сначала Плетнев включал в свою программу его симфонии и симфонические поэмы, в прошлом году дошла очередь до гораздо более раритетных вокальных опусов. Сейчас это будет вещь, знакомая, кажется, только дирижеру, — симфония «Куллерво» для солистов, хора и оркестра, которая принадлежит к раннему периоду творчества композитора и написана была, когда ему было 24 года. В основу симфонии положены главы из финского эпоса «Калевала».

 

Несмотря на древность, «Калевала» предлагает читателю или (в случае с Сибелиусом) слушателю такие сюжеты, от которых стынет кровь и которые в качестве сценария можно было бы предложить Ларсу фон Триеру, Михаэлю Ханеке и другим любителям играть на нервах. Куллерво, один из главных героев эпоса, под щемящую и величественную музыку Сибелиуса делает буквально следующее: сначала, будучи ребенком, отданным в рабство, страдает от унижений и одиночества, затем встречает трех женщин и домогается их по очереди, в результате, после категорического отказа к соитию первых двух, в грубой форме овладевает третьей. Потом оказывается, что эта третья — его давно потерянная сестра, которая, не выдержав позора, кончает жизнь самоубийством. Дальше — хуже: Куллерво оплакивает смерть сестры и собственный грех, пробует найти смерть на поле битвы (неудачно) и затем приходит на место погребения своей сестры, где не растет трава и не цветут цветы, и просит у имеющегося в его распоряжении волшебного меча разрешения покончить с собой. Меч отвечает положительно, и Куллерво без сожалений, но все еще под прекрасную музыку Сибелиуса, расстается с жизнью. Конец.

Михаил Плетнев любит такие сокрушительно трагические сюжеты и, как ни странно, пробуждает в слушательской аудитории не депрессию, а наоборот, воодушевление. Российский национальный оркестр, понимающий его с полуслова, дружественный дирижеру хор Академии хорового искусства и солисты наверняка составят вместе превосходный ансамбль — и, может быть, «Куллерво» не вернется обратно в библиотечные архивы, а займет свое достойное место в симфоническом репертуаре. Даже несмотря на свой пугающий сюжет.

11 января 2011,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация