Войцек | Театр | Time Out

Войцек

Войцек

О спектакле

Если переиначить, к примеру Островского, дотошные критики и ранимые театралы сразу разразятся бурей негодования. Другое дело — «Войцек» Георга Бюнхеля.

Здесь полное раздолье — мало того, что в результате небрежного хранения страницы рукописи перепутаны, так еще и после неудачной попытки восстановить выцветшие куски текста исследователь и писатель Карл Эмиль Францоз окончательно загубил их. Теперь даже самые современные технологии бессильны. К тому же автор, Георг Бюнхель, так и не дописал пьесу. Так что каждое новое прочтение "Войцека" — это очередная попытка приблизиться к никому не известному оригиналу.

Сюжет пьесы немец Георг Бюхнер взял из газетной хроники своего времени. Медик, философ, революционер, он в 1834-м участвовал в революционном движении на родине, в Гессене, и за написание политического памфлета был объявлен в розыск. Пьеса состоит из 27 сцен, повествующих о реальных исторических событиях и горестной жизни солдата. Франц Войцек — полковой брадобрей, типичный "маленький человек". Бедный, неграмотный, косноязычный, боится всего на свете. Армейский доктор изводит его жестокими экспериментами, командир-капитан унижает его, и затравленный Войцек убивает свою возлюбленную, недавно родившую ему ребенка. А потом, не вынеся душевных мук, топится в пруду. Гаденькая история.

Но почему она обрела такой резонанс, что за нее берутся все новые и новые интерпретаторы? Отчего театр возвращается к ней с завидным постоянством? Коллаж из рваных, недоговоренных фрагментов, лаконизм сюжета, пронизанного библейскими мотивами, в основе которого реальная судейская быль. Написанный на излете эпохи романтизма, "Войцек" был востребован ХХ веком именно за свою удивительную современность. История этого маленького человека на европейской сцене трактуется обычно как экзистенциальная драма героя, лицом к лицу столкнувшегося с бессмысленностью и пустотой бытия.

В Немецком театре за этот сюжет взялся Хани Ганем, режиссер египетского происхождения. И в начале работы над пьесой перед Ганемом стояла не просто задача поставить пьесу. Тогда, полгода назад, Немецкий театр переживал очередное рождение, обновив труппу. И от Хани Ганема требовалось объединить актеров, сделать коллектив думающий, сопереживающий и дышащий как один организм. С этой целью Ганем(режиссер с египетскими корнями) применил некоторые упражнения, известные древним египтянам и суфиям. Кстати, он собирается издать книгу — нечто вроде методички по подобным практикам.

Что получилось из странной пьесы и попытки театрально-эзотерического тимбилдинга, можно увидеть на сцене Немецкого театра.

Билетов не найдено!

Закрыть