Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Калигула

Автор: Альбер Камю
Актеры: Алексей Девотченко, Евгений Миронов, Игорь Гордин
Режиссер/Постановщик: Эймунтас Някрошюс
Някрошюс в спектакле по пьесе Камю показал не тирана, а желающего свободы человека. В главной роли — Евгений Миронов.

Замысел совместной работы над «Калигулой» Камю у режиссера Эймунтаса Някрошюса и актера Евгения Миронова родился давно (еще на их репетициях «Вишневого сада»), но сам спектакль репетировали меньше двух месяцев. С большинством исполнителей Някрошюс работает впервые, и времени, чтобы сродниться с его уникальным миром, впустить в кровь прихотливую органику его театра, у актеров было в обрез. А потому на премьере Театра Наций был показан лишь прообраз будущего спектакля. Но уже очевидно, чем он станет к концу сезона.

Местный Рим похож на недавно нарезанные дачные участки завода стройматериалов. Натащили шифера кто сколько сумел и в меру своей фантазии, кто из него триумфальную арку сложил, кто собачью будку. Но обнести свой клочок земли высоким забором из того же шифера никто не забыл (сценография Мариса Някрошюса). Даже в люди «патриции» в серых сношенных шинелях выходят каждый со своим забором — листом тяжелого, шершавого и ломкого шифера в руках. Они не смотрят, а выглядывают или подглядывают. Их мысли, страхи и амбиции — какие-то подзаборные. Молодой император пропал на несколько дней — оплакивал смерть своей сестры и возлюбленной Друзиллы, — а они уже растерялись. Не знают, как встать, куда сесть, что сказать без хозяина. Он еще и не был тираном, а они — уже рабы. Невзрачные, нечистые. А уж когда Калигула вошел во вкус абсолютной власти — еще и испуганные.

И вот эту-то челядь Калигула решил освободить. Евгений Миронов играет человека, пораженного своим бессилием спасти самое дорогое и любимое. И теперь он захотел невозможного — стать свободным от всех земных привязанностей. И дать эту «свободу» другим, лишая их собственности, чести, любимых. У них, других, есть средство защитить все это — убить тирана. Но они только руки мылят (на сцене, как всегда у Някрошюса, и в прямом смысле слова) и болтают (как все герои Камю). О злодействах императора на сцене только говорят, а зритель видит единственного человека, чувствующего, мыслящего, страдающего, — Калигулу Миронова. И ему только могут сочувствовать.

Когда по пьесе тиран на пиру публично насилует любимую жену патриция, в спектакле Калигула лишь отводит ее в сторону. Может делать все что угодно — подзаборный патриций позволит. Потому, когда жену возвращают в законные объятия, она колотит мужа, а не Калигулу. Потому так горько и мужественно звучит признание единственного раба по положению Геликона (Игорь Гордин), готового для Калигулы добыть Луну: «Вы все такие невзрачные…» Потому единственный действительно желающий свергнуть тирана Керея (Алексей Девотченко) не может сдавить руки на подставленной Калигулой шее — не может убить человека. Потому его не может разлюбить юный поэт Сципион (Евгений Ткачук). Потому готова задохнуться в его объятиях любовница и помощница Цезония (Мария Миронова).

Самая проникновенная сцена: Цезония и Калигула вместе выстилают ее смертное ложе тяжелыми, обтесанными временем камнями. Он душит ее, спасая от «других», прямо перед тем, как броситься в толпу дрожащих от страха в подворотне (она же — триумфальная арка) заговорщиков с осколками битого зеркала в руках. В этих же осколках отражаются зрители в зале. То есть мы с вами.

28 февраля 2011,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация