Элен Гримо (фортепиано, Франция)

О событии

Филармонический оркестр Радио Франции с дирижером Мунг Вун Чунгом и солисткой Элен Гримо.
Два вечера на сцене Концертного зала исключительно французской музыки — многие дирижеры сочли бы выбор программ по крайней мере безрассудным. По большому счету, из французского симфонического репертуара здешней публике известны буквально несколько опусов — самым шлягерным является, конечно же, Болеро Равеля. Далее — практически полная неизвестность, которую не могут прояснить ни масштабные опусы Берлиоза, ни, наоборот, компактные и немногословные симфонические миниатюры Дебюсси. В этом контексте визит Филармонического оркестра Радио Франции послужит для Москвы своего рода ликбезом, а заодно и уроком хорошего вкуса — так стильно и элегантно играть французскую музыку, как это делает именно этот оркестр, пожалуй, на данный момент не способен никто.

Самое удивительное, что, по идее, этот оркестр не входит ни в десятку, ни в двадцатку лучших, если верить оркестровым рейтингам, которые периодически составляют те или иные музыкальные журналы. Впрочем, это нимало не заботит ни самих оркестрантов, ни тех концертных антрепренеров, которые приглашают коллектив — музыкальный руководитель и главный дирижер Мунг Вун Чунг позаботился о том, чтобы его подопечные выступали на лучших сценах мира, а этого уже достаточно, чтобы не обращать внимания ни на какие хит-парады. Несколько лет назад Чунг и его «радийные» оркестранты уже сразили Москву своим Равелем — главным блюдом на их концерте тогда была Шестая симфония Брукнера, но перед ней в качестве аперитива звучал двадцатиминутный равелевский цикл «Моя матушка-гусыня», и все двадцать минут создавалось ощущение, что дирижер и оркестр плетут дивное кружево из звуков и отзвуков, столь изысканное, что любой посторонний шорох разрушит волшебное ощущение. Сейчас Равеля будет много — здесь Первый фортепианный концерт, сюиты из балета «Дафнис и Хлоя», и «Гробница Куперена» — оммаж композитора его далекому предшественнику из эпохи рококо, и грандиозная хореографическая поэма «Вальс», от которой когда-то отказался Сергей Дягилев и которая зажила счастливой самостоятельной жизнью в качестве инструментального, а не балетного произведения. Помимо Равеля будет революционный опус XIX века — Фантастическая симфония Берлиоза, где рассказывается о том, что может привидеться человеку, отравившемуся опиумом, а также сочинения двух культовых французских авторов века XX — Дюсапена и Лютийе; в общем, галльских впечатлений хватит на год вперед. И, наконец, еще будет прекрасная девушка из Франции, проживающая в Нью-Йорке и на ферме в штате Коннектикут, Элен Гримо — ее имя в одинаковой степени известно и любителям музыки, и борцам за права животных, так как Гримо, помимо карьеры концертирующей пианистки, взяла на себя заботы о братьях наших меньших, предпочтя не хомяков и не кроликов, а самых настоящих волков. Наблюдать за девушкой с неженской хваткой, которая может укрощать волков, — занятие, согласитесь, не менее интересное, чем изучать историю французской симфонической музыки.