Москва
Москва
Петербург

Андрей Монастырский

Выставка культового художника и главного концептуалиста страны собрана из почти невидимых объектов.
Персональная выставка главного концептуалиста страны не без вызова названа просто: «Андрей Монастырский». Для тех, кто в курсе, этого достаточно, никаких пояснений не требуется: даже понятие «московский концептуализм», охватывающее почти все, что у нас было и есть в современном искусстве, как-то поменьше по размаху будет. Но и художник Монастырский тоже не равен самому себе — он растворен в бесконечных акциях и текстах группы «Коллективные действия» (КД), созданной в далеком 1976 году и существующей до сих пор. Стратегия инициированной Монастырским группы КД отличается сугубым эскапизмом — акции производились на подмосковных полях, список приглашенных зрителей всегда строго ограничен. Но эстетические переживания избранным достаются мощнейшие. Осенью 1978-го участники КД вытягивали семь километров веревки через вскопанное поле. Через полтора часа появился конец веревки, на котором ничего не было: главным сюжетом перформанса было название — «Время действия». В дальнейшем эта выверенная и отточенная простота сменилась несколько тяжеловесным изощренно-абсурдным символизмом. Но ключевым моментом деятельности КД являлось не само действо, но обсуждение, которое фиксировалось в рукописных сборниках под названием «Поездки за город», которые теперь доступны и в печатном варианте. Ранние индивидуальные работы художника Монастырского весьма редки и почти всегда отличаются каким-то отчаянным аутизмом. Например, «акционный объект» «Дышу и слышу» (1983) представляет собой черную коробку, в которую вставлены две пары трубок. Одна пара вставляется в нос, другая — в уши. И окружающего мира более не существует — юзер-акционист слышит только свое собственное дыхание. Инсталляции Монастырский начал делать только в 90-х — в тот момент, когда былое единство стало распадаться под напором рынка и прочих привходящих обстоятельств. И показывал он их в основном на Западе. Московской публике Монастырский был явлен только в 1996-м, со спартанской «Веткой», повешенной на роликах серого скотча в радикальной галерее XL — предполагалось, что кто-то потянет за кривой сучок и услышит скрипучую музыку сфер.

Для выставки воспроизводят инсталляции, восхищавшие пока что только зарубежных зрителей. В одной из них, названной «Гете», на большом белом щите находится кнопка; но если нажать на нее, то звоночек услышат в другом зале, где расположился второй щит. Это пространство между действием и реакцией на него и есть идеальное воплощение категории «пустотного центра», столь важной для всей эстетики Андрея Монастырского; то невидимое место, куда поместил себя великий и неуловимый гуру, многие десятилетия старательно избегавший публики и публичности. А теперь мы воочию можем узреть и уютную башню из слоновой кости, и величественный пустой трон Мастера.

19 ноября 2010,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация