Дмитрий Гутов "Портреты композиторов"

О событии

Марксист и реалист Дмитрий Гутов пишет портреты железом.

Дмитрий Гутов — художник, ученый до крайности. Закончил в Ленинграде Академию художеств как искусствовед. И поверил всему, чему его там учили. Более того, стал воплощать это в жизнь настолько последовательно, что стал радикальным постмодернистом. Хотя, конечно, такое определение может выглядеть как оскорбление для Гутова, который является истовым проповедником идей Михаила Лифшица, марксистско-ленинского эстетика и борца с модернистскими извращениями. Столь экзотичные для современного художника идеологические пристрастия ничуть не помешали Дмитрию Гутову проявлять изящество художественных приемов. Так, для иллюстрации тезиса Лифшица о том, что реалист должен предъявлять действительность во всей сложности ее диалектического развития, Гутов настелил суровые доски поверх завезенной в галерею «Риджина» грязи, отсылая при этом к доскам и грязи на написанной в 1962 году картине мягкого соцреалиста Юрия Пименова «Свадьба на завтрашней улице». К музыке у Дмитрия Гутова отношение столь же серьезное. В девяностых он создал две «музыкальные» инсталляции, «Моцарт» и «Шостакович», — на натянутых в воздухе веревках, изображающих нотные станы, проницательный зритель мог опознать ноты знаменитых опусов великих композиторов. А в 2001-м он сочинил и поставил собственную «оперу» — перформанс, во время которого группа художников вела долгий и запутанный спор о сущности искусства в виде речитатива на музыку Шостаковича. «Портреты композиторов» — проект гораздо более простой и приближенный к народу. Иконографические источники его легко распознает самый нерадивый ученик музыкальной школы. Именно такие портреты великих классиков там и висели на стенах. Но только на этот раз строгие предшественники и основатели изображены в гораздо более свободной манере, в духе журнальных иллюстраций шестидесятых, которые так любит Дмитрий Гутов. В таком исполнении даже строгий и печальный Клаудио Монтеверди выглядит вполне себе своим парнем, бородатым и растрепанным. Такова сущность реалистического метода, которого строго придерживается художник-марксист Гутов. Несколько лет назад он изобрел новую, весьма трудоемкую, но чрезвычайно выразительную технику, позволяющую переводить рисунки в монументальную скульптуру. Рисунки теперь делаются не кистью, а представляют собой изысканное переплетение металлических прутьев, заключенных в металлическую раму. В таком виде уже показывались рисунки Рембрандта или росписи пещеры Ласко. А теперь настало время и для портретов композиторов. Главное — вести себя аккуратно, а то можно пораниться о проржавевшую штуковину, торчащую из Мусоргского.