Москва
Москва
Петербург

Плоть и кровь

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Майкл Каннингем в своем новом романе подводит черту под смертельным противостоянием плоти и крови. Получилось немного в стиле "Болливуд".
Если Майкла Каннингема и есть за что ценить, то это за упорство, с которым он твердо бьет в одну точку. Его «Часы» в свое время достигли феноменального успеха. Но после выхода одноименного фильма на Каннингема обрушился вал критики. Прежде всего писателя обвиняли в гомофилии. В том, что он рассматривает гей-отношения как совершенно отдельную концепцию человеческого существования, когда единственная возможность для гея выжить в этом сложном мире — это отвернуться от него, уйти. Самыми яростными критиками оказались как раз геи, которые и возмущались, что все конфликты «Часов» высосаны из пальца. Геи давно получили возможность жить вместе, у них есть специализированные клубы, журналы, магазины — одним словом, попробуй что-нибудь не то сказать по этому поводу — и сразу получишь по шапке от политкорректной общественности. Мэр Берлина — открытый гей, и проблематика романа Уильяма Стайрона «И поджег этот дом» , где герой-гомосексуалист не может рассчитывать на справедливое отношение к себе со стороны общества, отошла далеко в прошлое. Правда, быть геем в Америке или в Европе — это не то же самое, что быть геем в России.

Другая часть критики, большей частью гетеросексуальная, наоборот, утверждала, что Каннингем — тонкий психолог и бытописатель: никто до него так точно не показал, как человек начинает ощущать свою гомосексуальность, чувствовать влечение к людям того же пола. И те конфликты, которые возникают у человека, когда он осознает себя гомосексуалистом, — с обществом, семьей и, что еще более важно, с самим собой.

Однако тем самым Каннингема поставили в ряд литературных маргиналов. Даже в аннотации к русскому изданию его нового романа «Плоть и кровь» Майкла Каннингема представляют как «блистательного прозаика, пишущего об альтернативной культуре современной Америки и жизни геев». Но сам-то Каннингем никогда не был согласен с такой оценкой! Он утверждает, что пишет вообще не о гомосексуализме, вернее, не только об этом. А скорее о том, что тонкому и творческому человеку очень трудно жить в обществе потребления. И если человек — осознанная и цельная личность, то его конфликт с миром и другими людьми — это лишь дело времени. Кто окажется победителем — индивидуум или жестокий мир, поглотивший его, — вот, собственно, что интересует Каннингема. И чему посвящена новая увесистая книга «Плоть и кровь».

Каннингем «препарирует» одну семью. С точки зрения формы это классическая американская сага. Красивая итальянская девушка выходит за иммигранта-грека. У них трое детей. Главный герой Константин — олицетворение дионисийской радости жизни, безумной и в то же время прагматичной. «Плоть» и «кровь» — это как бы два лагеря, по которым разбросаны персонажи. Константин — плоть от плоти. Его старшая дочь всячески старается стать на сторону отца и построить свою жизнь «по-американски» (что у Каннингема вызывает такой же ужас, как у Чехова — обывательщина), находит милого парня, будущего юриста Тодда, с которым должна сложиться крепкая семья. И лишь по легким ремаркам понятно, что у старшей дочери не все гладко: «Спящий Тодд напоминал ей подводную лодку». Лучше и не скажешь. В результате она заводит любовника, тайно рожает от него ребенка, уходит от мужа, трагически потеряв сына и навсегда разорвав с лагерем отца.

Средний ребенок Билли — гомосексуалист, эмпирик, изгой и беглец, один из лидеров лагеря «крови», антагонист Константина. Но главным борцом с американской мечтой оказалась младшая Зои, которая с головой уходит в наркотические путешествия, рожает ребенка от черного торчка, заводит лучшего другатрансвестита и в конце концов умирает от СПИДа. Кстати, тот самый трансвестит, «добрый волшебник» с неслучайным именем Кассандра, и пытается выполнить главную задачу писателя — свести кровь и плоть в одно человеческое целое, заставить индивидуумов примириться с обывательским миром, а мир — принять без агрессии маргиналов. Конечно, это невозможно, и эта непримиримая невозможность оборачивается главной трагедией романа. Но уж слишком он перенасыщен пороком, наркотиками, СПИДом и смертями. Так что в конце концов воспринимаешь это как индийское муви или социально патетические романы Бальзака. В «Плоти и крови» Каннингем так же схематичен, как и в «Часах». Но чем плоха эта схема? Что плохого в извечном желании примирить отцов и детей, соединить рациональность и безумие? Мудрый трансвестит Кассандра почти подводит к решению этой проблемы жену Константина Марию, которая вздыхает, оглядываясь на свою жизнь: «Я живу одна в доме с пятью спальнями. Мой сын спит с мужчинами. Моя старшая дочь со мной не разговаривает…» Дальше можно было бы продолжить: мой муж бросил меня, мой внук утонул, моя дочь умерла от СПИДа. Но жизнь все-таки продолжается, и что-то с этим всем нужно делать. Может, купить новую тушь? Или все же поменять отношение? Или то и другое?

22 сентября 2010,
Плоть и кровь
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация