"Поворот винта" Бриттен. Дирижер П. Смелков

О спектакле

Это история о гувернантке, которая, приехав в отдаленное английское имение воспитывать двух детей, обнаружила, что прежние гувернеры-призраки имеют магическую власть над детскими душами. Она вступает в борьбу с фантомами и терпит поражение.
В Мариинском театре идут репетиции оперы Бриттена «Поворот винта» (1954), никогда раньше не ставившейся в театре. Большая удача, что эту «готическую» новеллу с призрачно прекрасной музыкой можно будет услышать вживую. Это история о гувернантке, которая, приехав в отдаленное английское имение воспитывать двух детей, обнаружила, что прежние гувернеры-призраки имеют магическую власть над детскими душами. Она вступает в борьбу с фантомами с отчаянностью героини Николь Кидман, которая боролась за своих детей в фильме «Другие», — и терпит поражение. Одноименной новелле Генри Джеймса (1898), бесчисленное количество раз не слишком удачно экранизированной, Бриттен сообщает виртуозную музыкальную интригу. Опера строится как вариации на одну тему, и каждая сцена становится очередным «поворотом винта» в неумолимо закручивающейся интриге. Шестнадцать сцен, разделенных музыкальными интерлюдиями, исполняются без перерыва, так что час пятьдесят Бриттен не отпустит слушателя, погружая в прозрачные голоса оркестра, многозначительные детские откровения, изощренные вокальные ансамбли, очаровывая и пугая страшными предчувствиями. В опере всего шесть героев, и лишь одна партия поручена мужскому голосу. Это Рассказчик (Андрей Илюшников), который в прологе сообщит о сомнениях и решениях Гувернантки (Екатерина Соловьева), а потом превратится в ужасного и прекрасного Питера Куинта, искушающего мальчика Майлса (на его роль приглашен ученик Хорового училища) уходом в зачарованный таинственный мир. Музыкальная часть спектакля была готова довольно давно. Поскольку эта первая английская опера в репертуаре театра, языком с солистами Академии молодых певцов приезжал заниматься специалист из Фонда Бриттена. Английскую команду возглавляет режиссер Дэвид Маквикар, который в содружестве с художником Таней Маккалин поставил в 2002 году такого мрачно-пугающего «Макбета», что страшно представить, как они закрутят гайки в поместье Блай. Но несмотря на трагическую развязку, Бриттен — мастер катарсиса, сумеет примирить слушателей с зыбкой ирреальной действительностью и оценить притягательность тайн, стоящих героям жизни.