Москва
Москва
Петербург

Жизель

Балет о француженке, что любила, да не вышла замуж.

Балет о француженке, что любила, да не вышла замуж.

На заднике в первом акте, где крестьянская девочка Жизель влюбляется в городского хлыща, — вроде бы деревенский пейзаж (что и должен быть — действие происходит в маленьком французском селении). А присмотришься чуть пристальнее — не холмы лежат, а груди, вполне себе женское тело. Во втором акте на картинке будут разбросаны лишь куски от него (нет-нет, никакого живодерского реализма, все условно) — потому что и от самой Жизели мало что останется. Обнаружив, что богатый жених ее предал и собирается жениться совсем на другой, она так же сойдет с ума, как ее тезка из сочиненного сто семьдесят лет назад классического балета, но не умрет и не станет привидением — ее просто запрут в психушке. Именно в эту больницу и придет ее проведать раскаивающийся ухажер — вместо визита на населенное нечистью кладбище, придуманное в позапрошлом веке.

Шведский танцреволюционер Матс Эк, один из самых ярких хореографов конца ХХ века, сочинил этот спектакль еще в 1982 году для своего «Кулльберг-балета». С тех пор десятки театров покупали его себе в репертуар, а Парижская опера однажды демонстративно уравняла Эка в правах с творцами XIX века, показывая по очереди в одном сезоне «Жизель» Перро — Коралли — Петипа и эковскую «Жизель». Это не значит, что Эк в общественном мнении забронзовел — пуританская Англия, например, до сих пор его не выносит, и восемь лет назад за премьеру эковской «Кармен» вылетел со своего поста руководитель английского Королевского балета (Ковент-Гарден). В той «Кармен» ошалевшие от казарменной жизни солдаты вечерком дружно дрочили (всего лишь обозначали соответствующие движения рукой! Полностью одетые!) — соболиные дамы выбегали из театра в шоке.

Принцип Эка — не обнажение тела (хотя одна мужская голая задница на сцене все-таки будет), но обнажение страдания, вытаскивание его на дневной свет. В его спектакле происходит все то же, что и в «Жизели» классической, — влюбленность наивной девочки, предательство, сумасшествие, раскаяние героя, — но все прописано откровеннее, громче, отчаяннее. Если Жизель — простодушная дикарка, то и не ждите от нее пижонского изящества баллоне-баллотте: дикие козьи прыжки, упрямо мотающаяся голова и глаза, вытаращенные, как у окуня. Кидается к Альберту и от него, вцепляется, падает с размаху, дрожит крупной дрожью. И истерика раскаивающегося героя не имеет ничего общего с торжественным возложением искусственных цветов на могилку: пластика у героя также дикая и рваная. При этом — глаз не оторвать.

Один из лучших современных балетов привозит к нам труппа Лионской оперы, специализирующаяся именно на новой хореографии и в ней не имеющая равных в Европе. Они взяли эту «Жизель» в репертуар в прошлом году — так что спектакль свеж и бодр. Визит в психушку обещает быть захватывающим.

16 апреля 2010,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация