Москва
Москва
Петербург

Livre D'artiste / Книга художника

Экспозиция, посвященная российско-французским литературно-художественным связям, растянулась от края позапрошлого до начала нынешнего века.

Самый богатый зданиями московский музей начинает новую программу.

Элегантный фасад с названием «Мировые шедевры книги художника» скрывает антикризисный проект с потрясающим воображение потенциалом, не раз, впрочем, задействованным уже отечественными музеями. Нет шедевра более удобного в транспортировке, чем графический, нет более дешевого, чем тиражный полиграфический. Ко всем перечисленным достоинствам следует добавить и множественность сюжетов, способных увести в любую сторону или страну. Первая выставка озвученного цикла, например, отлично вписалась в шествующий по Москве и захватывающий все больше столичных площадок Год Франции. Да и книга давно в музейном законе — любоваться прекрасными на вид, к тому же редкими, созданными великими художниками в содружестве со знаменитыми писателями изданиями склонны не только граждане некогда самой читающей страны. Демократичная полиграфическая продукция столетней давности теперь встречается в известных музеях не реже, чем в букинистических магазинах.

Юный, не слишком богатый фондами, тем более — шедеврами знаменитостей ММСИ раскручивает книжную историю с помощью частной коллекции и работающего буквально во всех жанрах куратора Георгия Никича. Экспозиция, посвященная российско-французским литературно-художественным связям, растянулась от края позапрошлого до начала нынешнего века. Блестящих имен в этой выставке, и русских, и французских, хватило бы на десяток других, но дело тут в масштабе самих изданий, а не в размахе устроителей. Выбирать было из чего — в издательском деле отметились и легенды позапрошлого века, и героические нонконформисты, и авторы кустарных изданий, созданных в предчувствии близкой уже конструктивистской революции, и творцы изысканных малотиражных, на бумаге ручной работы изделий, оттягивавшиеся после советского полиграфического убожества, и любимец публики Марк Шагал, и вознесшийся на волнах перестройки и первого в отечестве аукциона Sotheby’s Гриша Брускин.

Обидно только, что самые интересные русско-французские художественные отношения, в том числе и книжные, завязывались в эпохи массовой иммиграции — военную волну накрывала революционная, затем подоспела перестроечная. Имена экспонентов выставки почти точно совпадают со списком художников, которых Россия потеряла, а Франция приобрела. Зато теперь, после заграничного признания или даже полупризнания, наши коллекционеры и музеи любят Марка Шагала, Ивана Пуни, Андре Ланского, Осипа Цадкина и даже Юрия Купера с Эдуардом Штейнбергом еще сильнее. Да и книги их чуть доступнее, чем те, что с энтузиазмом делались, а потом с еще большим — уничтожались на родине.

29 января 2010,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация