White Lies (Великобритания)

О событии

Модный саунд, темный готический голос, тексты, в которых участники собирают всю свою страх-тоску, чтобы под аккомпанемент музыки, придуманной тридцать лет назад, выплеснуть ее в уши благодарных слушателей.

Модный саунд, темный готический голос, тексты, в которых участники собирают всю свою страх-тоску, чтобы под аккомпанемент музыки, придуманной тридцать лет назад, выплеснуть ее в уши благодарных слушателей.

Если бы… Если бы в 2007 году Антон Корбайн не снял фильм «Контроль», если бы в 2005-м Editors не записали «The Back Room», если бы в 2004-м The Killers не выпустили «Hot Fuss», вновь заставив стадионы подпевать унылому вокалу, а Franz Ferdinand не научили заново фанатов рока танцевать, если бы Interpol не дебютировали альбомом «Torn on the Bright Lights» в том же 2002-м, когда Майкл Уинтерботтом снял «Круглосуточных тусовщиков»…

В конечном итоге, если бы в 1980 году бельевая веревка в доме Иена и Дэборы Кертис была бы не такой прочной, мы бы имели сейчас совершенно иную рок-музыку. На фестивалях играли бы другие группы, а возможно, и никаких бы не играло. Гитарный рок был бы музыкой задротов-одиночек, а не мейнстримовых задротов. Не было бы штампа «мрачноватый пост-панк», на который за последние годы слишком часто веяло проспиртованным дыханием, моим и моих коллег по цеху. Не было бы российских групп Manicure и Motorama, звучащих как вменяемая, но безыдейная версия группы «Кино».

Хорошо это или плохо, сказать невозможно. В конце концов, ревайвал гитарной музыки был волной сногсшибательной по энергетике, заложенной в этом инструменте. «Жить в это время было счастьем, но быть молодым — вот что было настоящим подарком судьбы», ага. Только даже памятуя об избитой формуле «чем больше, тем лучше», появление одинаковых групп, которые трудно отличить друг от друга с метра, если вы близорукий, девальвирует все предприятие.

Да, количество перешло в отсутствие качества. Вот White Lies. Сейчас это группа из тех, чье название легко могло бы украсить собой какой-нибудь забор, если бы фанаты такой музыки имели привычку писать на заборах. Вроде все при них — модный саунд, темный готический голос, тексты, в которых участники собирают всю свою страх-тоску, чтобы под аккомпанемент музыки, придуманной тридцать лет назад, выплеснуть ее в уши благодарных слушателей. Их триумфальное шествие по фестивальным площадкам этого лета, единодушный хор журналов NME, Q, Mojo, Rolling Stone, поющий панегирики этим британцам… и вот общественное мнение, а вместе с ним и твердая уверенность в том, что White Lies станут хедлайнерами «Гласто»-2011. Но тут хочется задать вопрос «С кем вы, мастера пост-панка?». У White Lies даже ретророк какой-то не свой, будто уже разжеванный и полупереваренный. Понятно, упомянутые в начале статьи ансамбли не переставая кивали в сторону славного прошлого, в чем зазорного нет и не было никогда — не всем же быть революционерами. Законы жанра потому и зовутся законами, что их соблюдают. Но каждый из них привносил в рок-музыку что-то новаторское, хотя бы в пропорции смешения элементов. За этим забором ничего нет.

Возможно, ценность White Lies как культурного акта как раз и состоит в том, что они — карикатура на все, что было спето и издано в последнее время. Как у Пелевина: «Развитой постмодернизм — это такой этап в эволюции постмодерна, когда он перестает опираться на предшествующие культурные формации и развивается исключительно на своей собственной основе». В противном случае придется воспринимать всю волну пост-панк-ревайвала как народную музыку, которая для профана на слух в разных вариациях отличается, как пение орловских крестьян от пения калужских. В общем, если раньше говорили о кризисе рока в связи с тем, что не было группы или артиста, на которого можно было бы надеяться, то теперь надежда распространилась на такое количество исполнителей, что растворилась в них, как сахар в чае. Одна радость — в отличие от вышеперечисленных The Killers, Editors, Interpol, а так же Coldplay, Kings of Leon и прочая, и прочая, эти хотя бы до нас доехали. Конечно, хайрез «Моны Лизы» — это не «Мона Лиза». Но все лучше, чем ничего.