Рассказы Шукшина

О спектакле

Государственный театр наций. В рамках VIII Международного рождественского фестиваля искусств.
Государственный театр наций. В рамках VIII Международного рождественского фестиваля искусств.

Алвис Херманис (р.1965) — всемирно известный режиссер, художественный руководитель Нового рижского театра, лауреат высшей театральной награды Европы, премии «Новая театральная реальность», и российской национальной театральной премии «Золотая маска». Руководит Новым рижским театром с 1997 года. Наиболее известные постановки Алвиса Херманиса — «Ревизор» Гоголя, «Долгая жизнь», «Соня» по Татьяне Толстой, «Звук тишины» — становились мировыми театральными хитами. Спектакли режиссера регулярно приглашаются на ведущие театральные фестивали мира, в том числе на Эдинбургский и Авиньонский фестивали. В Москве в последние годы были показаны лучшие спектакли режиссера, и все они неизменно вызывали огромный интерес публики и прессы. «Рассказы Шукшина» — режиссерский дебют Херманиса в России.

Идея сегодня перенести на сцену знаменитые рассказы классика русской советской литературы Василия Шукшина принадлежит Алвису Херманису. Этого режиссера многие называют «новым гуманистом» мирового театра. Режиссерскую манеру Херманиса отличает пристальное внимание к повседневной жизни людей — сегодняшней или ставшей уже достоянием истории. Многие считают его театр «документальным», потому что режиссер высматривает, вычитывает, иногда даже выпытывает свои спектакли из реальности. Он ставит только о том, что знает и что помнит.

В этом смысле российские зрители на его спектаклях оказываются в привилегированном положении. Ведь помним мы с ним примерно одно и то же, потому что выросли в общей стране. Однако память у Херманиса особая — очень внимательная к деталям, подробная, но лишенная как бесплодной ностальгии по прошлому, так и мстительного его отрицания. Еще у него особое чутье на театральную фальшь, на притворство, которое так часто делает театр несовременным и отпугивает от него молодежь.

По замыслу Алвиса Херманиса актеры не «изображают» крестьян из советской деревни 70-х годов. Они остаются на сцене современными людьми, рассказывающими простые и трогательные человеческие истории, которые могут случиться с каждым и поэтому каждому понятны. Принцип режиссера — полностью сохранить авторский текст, поэтому спектакль не предполагает инсценировки. Принцип оформления спектакля — минимализм и хай-тек одновременно. Деревянный пол, ряд деревянных лавок, на которых сидят актеры, а за их спинами — стена, состоящая из фотографий. Для каждого из десяти рассказов — своя композиция портретов реальных людей, которые фотохудожник Моника Пормале сделала во время экспедиции творческой группы спектакля на Алтай.

«У меня такое чувство, как будто я скрипач, которому дали возможность поиграть на скрипках Страдивари и Гварнери…» — признавался режиссер, имея в виду актеров, с которыми он встретился в репетиционном зале — Хаматову, Миронова и других… В процессе репетиций актеры и режиссер несколько дней провели в Сростках — селе, где родился и вырос писатель.

Стоимость билета от 800 до 4500 рублей. 11 и 12 декабря, 19:00. Театр «Глобус».