Москва
Москва
Петербург

Воццек

Главное оперное событие прошедшего столичного сезона и просто великолепный спектакль Дмитрия Чернякова.

Многие воспринимают это как диверсию: еще несколько лет назад казалось немыслимым, чтобы в благолепие бархатных лож главного отечественного театра пробралась именно эта опера.

«Воццек», конечно, одно из ключевых сочинений ХХ века и опус, который уже уверенно записали в категорию «классических», но, господи ты боже мой, каким скопищем диссонансов покажется эта партитура среднестатистическому московскому меломану! Впрочем, на среднестатистического меломана эта опера и ее постановка в Большом как раз и не рассчитаны — они все равно начнут стенать после первых десяти минут и риторически вопрошать, когда же можно будет наконец насладиться очередной версией «Травиаты» или «Князя Игоря».

Сюжет оперы — испытание на прочность как для певцов, так и для публики: история бедного солдата, вокруг которого начинает рушиться мир и которому изменяет единственный любящий его человек — жена, рассказана Бергом с душераздирающими подробностями и такой экспрессией, которой хватило бы на четыре оперы Вагнера. Большинство персонажей — городские фрики: капитан, пользующийся служебным положением и гнобящий несчастного Воццека, доктор, самоутверждающийся за счет него, брутальный тамбурмажор, с которым изменяет Воццеку Мари, страдающая сексуальной фрустрацией. Эта опера требует ярких харизматичных певцов, умеющих существовать вне классических понятий о тональности (партитура оперы почти полностью атональна) и играть не хуже драматических актеров. Но еще больше она требует талантливой постановочной команды — в первую очередь дирижера и режиссера. И именно на нее Большой театр и сделал ставку.

Собственно, даже название оперы Берга не говорит ни уму, ни сердцу, сочетание имен «Дмитрий Черняков — Теодор Курентзис» станет для многих решающим аргументом для того, чтобы купить билет на один из пяти премьерных спектаклей. Москва до сих пор помнит их провокационную новосибирскую «Аиду» в рамках фестиваля «Золотая маска»: они смело стерли с вердиевской оперы курортно-экзотический глянец и поставили историю о людях, сопротивляющихся тоталитарной власти и разрушительной силе войны. Затем там же, в Новосибирске, где грек Курентзис уже несколько лет руководит местным оперным театром, был виртуозно сделанный «Макбет», который затем был показан в Парижской опере. «Воццек» — их первая совместная работа в Москве, и как бы велики ни были сопротивление материала и его новизна и для Москвы, и для Большого, результат явно будет интригующим. Тем более что под предводительством Курентзиса и Чернякова работает мощная интернациональная команда певцов — в их числе Георг Нигль, Маркус Айхе, Елена Жидкова, Марди Байерс, Максим Пастер и Роман Муравицкий. И вполне может случиться, что после шокотерапии «Воццеком» кому-то уже не захочется очередной «Травиаты» или «Князя Игоря».

19 ноября 2010,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация