Воццек

О спектакле

Главное оперное событие прошедшего столичного сезона и просто великолепный спектакль Дмитрия Чернякова.

Многие воспринимают это как диверсию: еще несколько лет назад казалось немыслимым, чтобы в благолепие бархатных лож главного отечественного театра пробралась именно эта опера.

«Воццек», конечно, одно из ключевых сочинений ХХ века и опус, который уже уверенно записали в категорию «классических», но, господи ты боже мой, каким скопищем диссонансов покажется эта партитура среднестатистическому московскому меломану! Впрочем, на среднестатистического меломана эта опера и ее постановка в Большом как раз и не рассчитаны — они все равно начнут стенать после первых десяти минут и риторически вопрошать, когда же можно будет наконец насладиться очередной версией «Травиаты» или «Князя Игоря».

Сюжет оперы — испытание на прочность как для певцов, так и для публики: история бедного солдата, вокруг которого начинает рушиться мир и которому изменяет единственный любящий его человек — жена, рассказана Бергом с душераздирающими подробностями и такой экспрессией, которой хватило бы на четыре оперы Вагнера. Большинство персонажей — городские фрики: капитан, пользующийся служебным положением и гнобящий несчастного Воццека, доктор, самоутверждающийся за счет него, брутальный тамбурмажор, с которым изменяет Воццеку Мари, страдающая сексуальной фрустрацией. Эта опера требует ярких харизматичных певцов, умеющих существовать вне классических понятий о тональности (партитура оперы почти полностью атональна) и играть не хуже драматических актеров. Но еще больше она требует талантливой постановочной команды — в первую очередь дирижера и режиссера. И именно на нее Большой театр и сделал ставку.

Собственно, даже название оперы Берга не говорит ни уму, ни сердцу, сочетание имен «Дмитрий Черняков — Теодор Курентзис» станет для многих решающим аргументом для того, чтобы купить билет на один из пяти премьерных спектаклей. Москва до сих пор помнит их провокационную новосибирскую «Аиду» в рамках фестиваля «Золотая маска»: они смело стерли с вердиевской оперы курортно-экзотический глянец и поставили историю о людях, сопротивляющихся тоталитарной власти и разрушительной силе войны. Затем там же, в Новосибирске, где грек Курентзис уже несколько лет руководит местным оперным театром, был виртуозно сделанный «Макбет», который затем был показан в Парижской опере. «Воццек» — их первая совместная работа в Москве, и как бы велики ни были сопротивление материала и его новизна и для Москвы, и для Большого, результат явно будет интригующим. Тем более что под предводительством Курентзиса и Чернякова работает мощная интернациональная команда певцов — в их числе Георг Нигль, Маркус Айхе, Елена Жидкова, Марди Байерс, Максим Пастер и Роман Муравицкий. И вполне может случиться, что после шокотерапии «Воццеком» кому-то уже не захочется очередной «Травиаты» или «Князя Игоря».