Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Видение танца. К 100-летию "Русских балетов" С.П. Дягилева в Париже

При переезде из Монако в Москву дягилевская выставка лишилась части экспонатов и усилила русский акцент.

Столетие дягилевских сезонов — не только наш праздник.

И даже совсем не наш. Премьера в парижском театре 19 мая 1909 года оказалась не только самым выдающимся и запомнившимся отечественным культурным проектом за границей, но и обозначила потерю множества талантов — в том числе и самого Дягилева. Зато образ страны улучшился, приукрасился и засиял всеми цветами радуги, к тому же — не на народные, казенные, а на совершенно частные деньги.

На выставке, ровно в юбилейный день открывшейся в Национальном музее Монако, постарались показать все спектакли «Русских сезонов» — фотографиями, эскизами, костюмами, недавно найденными макетами, которые сохранило в том же Монако «Общество морских купаний». Подлинный космополит, Дягилев работал с отечественными талантами и западными гениями, в том числе Пикассо, Матиссом, Ди Кирико. Эта часть выставки — во главе со знаменитым занавесом к «Голубому экспрессу» Пикассо — станет главным открытием для наших любителей прекрасного и изящного, поклонников Бакста и Рериха. Радикальный эксперимент, поддержанный высочайшим качеством исполнения, так и остался экспортным вариантом. В России он прививается с трудом, и разве что в «Гараже». Реэкспорт выставок и идей в отечественные казенные учреждения до сих пор никому не удавался.

А тут еще и деньги. Финансовая сторона собственных прожектов не была принципиально важна Дягилеву — деньги рассматривались скорее средством, чем целью. Почти такой же выбор настиг через сто лет и организаторов выставки-миллионера — фонд «Екатерину»: в суровые кризисные времена надо было выбирать между экономией и русским размахом. Выбор был сделан не вполне дягилевский, компромиссный — поддержали выставку в двух странах, сделали отличный каталог, но некоторые экспонаты до Москвы не добрались. Впрочем, некоторые добрались только до Москвы.

По другим причинам, сменились в Москве и кураторы — сотрудники горделивой Третьяковской галереи на чужие триумфы не оглядываются, по обычаю, сколько бы, где выставку не показывали, — считают, что делают собственный продукт. Слабые основания претендовать на производство собственного продукта есть — огромный, лишь слегка показанный фонд Ларионова-Гончаровой позволяет вытаскивать на свет все новые произведения. Чем богаты.

1 октября 2009,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация