Обладать

О книге

Антония Байетт английская достопримечательность, как Тэтчер, Тауэр и файв о`клок. Филолог, автор нескольких десятков рассказов и нескольких романов. Центральным из них считается как раз этот, принесший леди Антонии Букеровскую премию (1990) и в конечном счете орден Британской империи. И это справедливо: мало кому и мало где удавалось соорудить захватывающий детектив из филологических штудий, мало кто умеет так обмануть своего читателя, замаскировав под детектив любовный роман.

Молодой специалист по викторианской поэзии с красноречивым именем Роланд становится случайным обладателем черновика письма известного поэта XIX века Рандольфа Генри Падуба (полностью вместе с многочисленными цитатами, архивами и мемориальными музеями выдуманного Байетт) неизвестной даме.

Роланд начинает поиски и обнаруживает, что Падуб был влюблен в американскую поэтессу Кристабель Ла Мотт (разумеется, тоже выдуманную, хотя в ней просматриваются черты Эмили Дикинсон), которая отвечала ему взаимностью. И это открытие настоящая оплеуха и для традиционалистов, рисовавших Падуба образцовым мужем, и для воинствующих феминисток, твердо записавших Ла Мотт в лесбиянки, и для правоверных фрейдистов, которые проглядели эту характерную викторианскую парочку.

Начинаются лихорадочные поиски улик. Факты открываются один за другим каждый невероятней следующего. Поиски заканчиваются вскрытием могилы, грозой с ураганом, несколькими разбитыми и вновь склеенными сердцами в общем, как в хорошем готическом романе. А ведь все начиналось в библиотеке.

Через обладание текстом, намекает Байетт, мы стремимся обладать человеком, который стоит за ним. Но и текст, и человек бесконечно ускользают. Можно быть рядом, сколь угодно близко. Но обладать никогда.