Стая | Time Out

Стая

Стая

О мероприятии

Положение англоязычной научной фантастики казалось незыблемым, но как только мировая космическая гонка сменилась гонкой компьютерной и информационной, американцам и англичанам пришлось потесниться. И в самом деле: выражения швейцарский звездолет или норвежская космическая станция выглядят довольно комично, а вот швейцарский суперкомпьютер или норвежский исследовательский центр — вполне уважительно. Этот факт не замедлил сказаться на возрождении европейской …

Положение англоязычной научной фантастики казалось незыблемым, но как только мировая космическая гонка сменилась гонкой компьютерной и информационной, американцам и англичанам пришлось потесниться. И в самом деле: выражения швейцарский звездолет или норвежская космическая станция выглядят довольно комично, а вот швейцарский суперкомпьютер или норвежский исследовательский центр — вполне уважительно. Этот факт не замедлил сказаться на возрождении европейской sci-fi — из одной только Германии в руки русских читателей в этом году попали по меньшей мере две отличные книги этого жанра: Видео Иисус Андреаса Эшбаха и Стая Франка Шетцинга — рекламщика, музыканта и уже лет десять как успешного писателя. Причем в обоих случаях речь идет не об аллегорически-философских фэнтези (традиция которых в Европе никогда не прерывалась), а именно о захватывающих боевиках — с напряженным сюжетом, детективными загадками и по-жюль-верновски увлекательными приключениями.

Герои толстенного романа Шетцинга — норвежцы, немцы, канадцы, японцы и даже американская женщина-генерал китайского происхождения. В книге есть все необходимое для настоящего экшна: любовь, яростные морские схватки, гигантские боевые корабли, глобальная мировая катастрофа и Мировое Зло. Правда, его носителями выступают не космические пришельцы, гениальный маньяк или ужасные монстры, а хорошо знакомые и, казалось, безобидные обитатели океана — водные черви, киты, ракушки, кальмары. В них вселилась доселе неизвестная людям сила (или некая разумная субстанция), которую персонажи называют непонятным словом Ирр. Она существовала на Земле всегда, но до сих пор человечество никогда с ней не сталкивалось. Пока она наконец не перешла в наступление на людей — в отместку за многовековое загрязнение ими окружающей среды, достигшее критической точки.

Это главное отличие Стаи от типичного романа-катастрофы, где человек обычно вступает в схватку с разрушительным стихийным бедствием или со свирепыми и неразумными морскими чудищами. У Шетцинга все наоборот — неведомая сила сама сознательно объявляет человеку войну на уничтожение. И на то есть свои причины, недвусмысленно намекает автор. Устами профессора-биолога он ядовито объясняет, что случается, когда научные исследования (особенно в области экологии) начинают финансироваться промышленными корпорациями: Спрос есть лишь на прикладные исследования — и, пожалуйста, проведите их так, чтобы потом у заказчиков в кармане была охранная грамота и полная свобода действий.

На примере Брэдбери и Стругацких известно — хорошая фантастика всегда нарушает границы жанра. У Андреаса Эшбаха сквозь авантюрные поиски видеокассеты, на которой запечатлен Иисус, проглядывает история духовного пробуждения. А в круто замешанном биотриллере у Шетцинга громко звучат предостерегающие ноты: люди, опомнитесь, вы не венец творения, а просто часть биосферы. И с чего вы взяли, что самая важная?

Билетов не найдено!

Закрыть