Глупая сказка про Умную Эльзу

О спектакле

Новая постановка Театра сказки в традициях европейского уличного театра будет решать вопрос, велико ли горе от ума

«Глупая сказка про умную Эльзу» объединила мотивы нескольких немецких сюжетов. Это истории о людях того типа, которых в фольклоре принято запросто именовать дураками. Среди героев спектакля большинство составляют как раз они, те, над кем посмеяться не грех и задуматься потом: над кем смеемся-то? Ведь каждому свойственно хоть иногда поступить неразумно.

Добрейшие родители обожают свою Эльзу — «блондинку с губками бантиком», одетую в миленькое синее платье и белоснежный чепчик, которую к тому же искренне считают очень умной. Дают ей богатое приданое и просто сил не жалеют, чтобы получше выдать замуж. На смотрины является толпа женихов, но будущая невеста, поверив совету хитрых подружек, прогоняет всех. Опоздавший к началу увалень Ганс находит плачущую в одиночестве Эльзу, и свадьба уже вот-вот состоится, когда обнаруживается, что очаровательная девушка вовсе не так умна, как обещало брачное объявление. Героев ждет путешествие в двух актах, встречи с глупцами и чудаками, проверка чувств и, конечно же, счастливый финал.

Для новой постановки руководство театра пригласило молодую, но уже сложившуюся творческую команду. Последний раз приглашенный режиссер работал в этом театре лет десять назад, поэтому спектакль режиссера Алексея Смирнова, художника Екатерины Петуховой и композитора Николая Морозова событие вдвойне любопытное. Кроме того, спектакли с перчаточными куклами-петрушками на городских сценах вообще появляются нечасто.

Но при более близком знакомстве «Умная Эльза» показалась как минимум двоюродной сестрой большинства спектаклей Театра сказки. Подробные, тщательно выполненные декорации в окошке ширмы, напоминающей баварский домик (будь то добротно меблированный бюргерский дом или густо-зеленый лес с пышными деревьями и кустами). По-лубочному яркие, чуть карикатурные куклы. Рассказчики-музыканты в обязательном «живом плане». Смягченная, незлая ирония в подаче сюжета. Все эти черты, свойственные фирменному стилю главного режиссера и главного художника, Игоря и Анны Игнатьевых, много лет формировавших творческий облик театра, возобладали в новой постановке совершенно очевидно. Даже куклы-петрушки, традиционные исполнители народной кукольной комедии (где шутки зачастую злы и даже не всегда пристойны), словно «в чужой монастырь со своим уставом» прийти не решились. Играют очень забавную детскую историю о простодушных до смешного, но таких симпатичных людях.