Война миров

О книге

Голливуд ругают все, кому не лень, а ведь от него есть польза - например, для книгопродавцев. После успеха спилберговского блокбастера War of Worlds был срочно переиздан оригинал - уэллсовская Война миров. Киносценаристы несильно изменили сюжетной канве: Землю оккупируют пришельцы с Марса. Люди сопротивляются, но без особого толка. Оружие пришельцев - тепловые лучи и ядовитый газ - намного превосходит земное. В конце концов инопланетяне начинают массово вымирать, заражаясь земными болезнями. Фабула знакомая - разница между книгой и снятому по ней кино лишь в ее интерпретации. У Спилберга американский крановщик (Том Круз) весь фильм спасает своих капризных детей, которые непрерывно устраивают истерики и хамят незадачливому папаше. Злые пришельцы лишь фон семейной драмы. У Уэллса ничего подобного нет. Его герои - британцы конца XIX века - сражаются с нечеловеческой силой, овладевшей их землей. Без лишнего пафоса. Отнюдь не всегда героически - делают глупости, периодически впадают в панику, даже порой предают своих, - но четко осознают, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

И в книге, и в фильме есть такой эпизод: главный герой отсиживается в доме полусумасшедшего, мечтающего организовать сопротивление пришельцам. Герой вынужден убить его. У Спилберга этот тип изображен именно психом, ополоумевшим лузером, не вызывающим ни малейшей жалости. У Уэллса же он, прежде всего, британский офицер, который, увы, уже не вполне адекватен. И он вызывает сочувствие, если не симпатию. Фильм завершается сценой расстрела треножника пришельцев - уже зараженного, уже обреченного. Смысла в этой казни нет никакого: американцы просто мстят за предыдущее унижение. Британцы Уэллса относятся к погибающим марсианам с холодным научным любопытством. Они спокойно дожидаются их гибели, после чего начинают изучать устройство оставшихся от них скорлупок - безо всякого патриотического пафоса: Нам повезло. В следующий раз может и не повезти, и к этому нужно подготовиться.

Спецпроект

Загружается, подождите ...