Москва
Москва
Петербург

Насмешник

u u u u u Мнение редакции

Только потеряв всякий интерес к будущему, человек созревает для написания автобиографии, - этими словами открывается том документальной прозы Ивлина Во (1903-1966), в которую вошли первая часть так никогда и не дописанной автобиографии Недоучка, а также Турист в Африке - путевые заметки и впечатления от путешествий по Кении, Танганьики и Родезии.

Интерес к будущему Во потерял рано. В юности - распутничающий богемный эстет и прожигатель жизни, в тридцать лет он обращается в католицизм, который (по словам Джорджа Оруэлла) станет его основной движущей силой наряду со снобизмом. Сам писатель расценивал это несколько иначе: Вы не можете и вообразить, насколько более мерзким я был бы, не стань я католиком. Без сверхъестественной помощи я бы едва ли оставался человеком. Но вера, хоть и принесла Во, по его собственному признанию, счастье и свободу, не изменила одного - ненависти к современности, которая с годами лишь усиливалась. Вторая Мировая Война стала для него тем водоразделом, за которым остались аристократические ценности былых времен. А с новым обществом, деловито строящим свой мир на осколках рассыпающейся на глазах империи, ужиться Во не мог и не желал. И писавшийся в военные годы роман Возвращение в Брайдсхед, и вышедшая уже в 50-е трилогия Меч чести наполнены не только ядовитой иронией и остроумием, но и щемящей тоской по утраченному раю.

Читателя, знакомого с блестящими романами британца, возможно, поначалу удивит тот контраст, который представляет на их фоне его Недоучка (оригинальное название - A Little Learning отсылает к хрестоматийному стихотворению Александра Поупа Малая ученость - опасная вещь). Единственный написанный (из трех замышлявшихся) томов автобиографии начинается с неспешного (и - будем честны - довольно скучного) изложения семейной истории. Однако затем повествование набирает темп и превращается в любопытные, дотошно изложенные хроники взросления английского юноши в начале XX века.

Турист в Африке - тоже весьма нетипичное произведение Ивлина Во. Путевые записки - жанр, имеющий богатые традиции в английской литературе. В разное время в нем отметились и Сэмюэл Джонсон, и Чарльз Диккенс, и Роберт Льюис Стивенсон, и Чарльз Дарвин со своим Путешествием на Бигле. Поздние путевые очерки Ивлина Во в этом контексте стоят особняком: автор не описывает, но оценивает, судит и комментирует - скупо, иронично, без сантиментов и восторгов перед наблюдаемой экзотикой. Местами кажется, что для англичанина нравы жителей Кении или Родезии - всего лишь повод исторгнуть очередную порцию яда в адрес ненавистной ему современности, причем отнюдь не африканской: В крупных магазинах чернокожие рабочие работают швейцарами, и белые продавщицы отвратительно грубы с ними. Они грубы и с белыми покупателями, поскольку изо всех сил стараются показать, что Бог создал всех белых равными. Получающий немалые деньги водопроводчик, придя по вызову в частный дом, рассчитывает, что его пригласят за семейный стол вместе со всеми. Здесь так же, как и в Англии, сторонники расовой дискриминации - это те, чью работу многие негры могут сделать лучше.

Турист в Африке написан Во в последние годы его недолгой жизни, всего за шесть лет до смерти, и уже одно это делает его последнюю travel book отличной от прежних. Перед нами - своего рода венец личной эволюции Ивлина Во, которая шла параллельно деградации западной цивилизации - но только в обратном направлении. И это трагическое несовпадение большого человека и его отнюдь не великого времени было, возможно, единственной травмой, которую только и могла нанести писателю ненавистная ему эпоха.

26 сентября 2005,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация