Москва
Москва
Петербург

"В ночи", "Ленинградская симфония" Шопен, Шостакович

Ленинградский прорыв
«Ленинградскую симфонию» Игоря Бельского теперь в Мариинском танцуют нечасто — лишь в мае она гарантированно появляется в афише. Причина проста и обыденна — поставленный почти полвека назад балет на музыку первой части Седьмой симфонии Шостаковича слишком принадлежит своему времени. Зритель в зале долго не может просто включиться в спектакль, все время что-то встречи девушек и молодых людей — нет узнавания, у нас-то на выпускном чего только не было. Слишком железны, слишком монолитны надвигающиеся фашисты, ну прямо роботы какие-то, а нас современное кино приучило зло рассматривать под микроскопом, в каждом ублюдке находить тяжелое детство. А уж от пафоса финального реквиема просто ежишься на стуле — ох, Родина-мать зовет. В общем, балет для получения простого удовольствия непригоден. А вот сложное удовольствие возможно. Просматривать, читать историю, путешествовать на машине времени — вот это удовольствие. Отправляемся в 1961 год — время, когда только что закончилась эпоха «драмбалета». Начинается эпоха балета «симфонического» — то есть хореографам разрешается искать сюжет в музыке, а не в либретто. Совсем без «истории» обходиться все еще нельзя, нельзя позволять зрителям самим понимать, что происходит на сцене. Но либретто уже не занимает пять страниц мелким шрифтом. «Ленинградская симфония» стала экспериментом, и экспериментом удавшимся. Бельский расчислял геометрию кордебалета, решая ровно те задачи, что за тридцать лет до него в Америке Баланчин — вот только Баланчина у нас в отечестве еще не видали, первые гастроли New York City Ballet случились через год после премьеры балета Бельского. Да, разница в тридцать лет. Да, эстетическое опоздание, в мировом масштабе — изобретение велосипеда. Только вот дело в том, что до того именно в наших окрестностях с велосипедами была проблема и кто-то должен был его изобрести. В комплекте с «Ленинградской симфонией» Мариинский предлагает «В ночи» Джерома Роббинса — дивную одноактную постановку американского классика, второго после Баланчина хореографа New York City Ballet. Три славных дуэта на музыку Шопена, сочиненные в 1970-м — вероятно, для печального и мудрого сравнения. Вот таким может быть балет, если он спокойно развивается по собственным законам — и не вынужден спрашивать разрешения у начальства на каждую новую идею. Ну и конечно, если он существует в стране, на территорию которой никто не вламывался ранним июньским утром.
28 апреля 2009

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация