Москва
Москва
Петербург

Праздник заклятий

u u u u u Мнение редакции
Автор:
На русский язык перевели размышления нобелевского лауреата Жан-Мари Гюстава Леклезио о мезоамериканской цивилизации.

Пожалуй, тут многое требует пояснений.

Во-первых, это стало уже общим местом — Нобелевскую премию по литературе всегда дают не за литературу. Взять хотя бы лауреатов последних лет. Кому и за что ее присуждали: известной по экранизации романа «Пианистка» и абсолютно нечитабельной Эльфриде Елинек — за марксизм-феминизм на грани с порнографией; Гарольду Пинтеру — потому что великий драматург, тяжело болен раком и должен был скоро умереть, нужно было успеть наградить; Орхану Памуку — за описание Стамбула и мультикультурность; Дорис Лессинг — за тот же оголтелый феминизм. И наконец, Леклезио за то, что он «исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации», то есть как раз за эту самую мезоамериканскую цивилизацию.

Во-вторых, Мезоамерика — это историко-культурная область Центральной Америки, которую в доколумбову эпоху населяли племена ацтеков, майя, миштеков, ольмеков, пурепеча, сапотеков, тольтеков, тотонаков, уастеков и чичимеков. Родившийся в Ницце француз Жан-Мари Гюстав Леклезио в 1967 году был призван на военную службу и отправлен в Таиланд. Там он выступил с критикой детской проституции и был переведен в Мексику, где ему и довелось пожить среди индейцев. После этого он ими буквально заболел.

В 1977-м Леклезио опубликовал перевод индейского эпоса «Пророчества Чилам Балам». В том же году представил диссертацию по Мичиоакану, которую защитил в Центре исследования Мексики в Перпиньяне.

Книга «Праздник заклятий», хотя и была написана в 1997 году, рассказывает как раз об этом периоде 1970-х, когда Леклезио жил в Панаме в непосредственной близости от коренного населения материка. Он описывает, как познакомился с представителями народа эмбера и как они пригласили его к себе пожить. Он с радостью принял предложение и стал учиться их обычаям: не садиться, ставя ноги носками к собеседнику (так делают только сироты), не показывать на что-нибудь ртом (особенно на радугу), а то парализует, не окликать никого по имени, поскольку имя — тайна, а тайну легко похитить, отворачиваться, когда ешь, и прикрывать рот рукой, когда смеешься, по лесу ходить молча и не останавливаясь; узнал, что ягуар убивает свою жертву не когтями, а лапой с твердыми, как камень, подушечками, научился выдалбливать из дерева пирогу, готовить из каучукового дерева подстилку, разбираться в травах и пить белый дурман «ива».

Кстати, историю «дурманового трипа» под чутким руководством шамана, который опаивал Леклезио несколько дней соответствующим отваром, он тоже описал. Описал, как шаман под воздействием галлюциногенов разговаривает с духами и вылечивает или провожает в иной мир умирающих. И самое главное — он собрал и описал мифы о сотворении мира, без которых непонятны сегодняшние обряды племен.

Леклезио всерьез отнесся к своей миссии нести культуру развивающихся народов в европейские массы. Недавно вышедший на русском языке его роман «Золотая рыбка» описывает приключения арабской девочки в Париже, которая не нашла себе покоя, пока не поняла, из какой она народности, и не вернулась на родину.

7 апреля 2009,
Праздник заклятий
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация