Москва
Москва
Петербург

Выставка работ номинантов IV всероссийского ежегодного конкурса Инновация

Выставка номинантов премии "Инновация" превращается в фестиваль видео.

Всякому году — свой скандал.

Прошедший гнулся под тяжестью денег, блистал дорогими ретроспективами. Апофеозом расцвета искусств стала «Альтернативная история искусств» Ильи и Эмили Кабаковых в мельниковском «Гараже». Это блистательное выступление и лишило всякого смысла (но не интриги) соревнование в главной номинации «Произведение визуального искусства». Ни одна из выставок прошлого года не может сравниться с ним, как ни один ныне живущий российский художник не может равняться величием с отцом московского концептуализма. Зато жюри «Инновации» способно на многое — и не единожды подтверждало свою полную свободу от очевидных решений и даже простой логики.

Отдельные, ученые уже опытом художники постарались избежать попадания прямо в странную ситуацию, где тяжеловесы соревнуются с почти юными художниками, а ретроспектива, дело всей жизни, конкурирует с небольшим галерейным проектом. Борис Орлов загодя снял свою ретроспективную выставку (зато за альбом к ней может получить премию Борис Барабанов в категории «Критика»). Конкуренцию Кабаковым, на вид такую же смехотворную, как на отечественных президентских выборах нового тысячелетия, составляют раскаявшийся концептуалист Никита Алексеев с чудесной выставкой «Это есть. Этого нет. Это есть» в галерее GMG, Владислав Ефимов с трогательными, слегка легкомысленными «Радиоточками», элегантная ретроспектива работ Виктора Алимпиева, забавные «Грачи прилетели» Николая Полисского. Из всего перечисленного залы ГЦСИ легко вместят лишь грачей и старые приемники, ретроспективы придется демонстрировать — как обычно это делают с кураторскими проектами — с помощью видео. Выставка от этого много потеряет, зато на видео можно будет смотреть и плакать, вспоминая реабилитировавший отечественную архитектуру в Венеции «Роддом» Юрия Аввакумова и Юрия Григоряна, смелую попытку Екатерины Деготь пересмотреть традиционную советскую историю искусств выставкой «Борьба за знамя: советское искусство между Троцким и Сталиным 1926—1936», зрелые «Яблоки падают одновременно в разных садах» Анны Зайцевой, «Графику Бориса Турецкого», показанную в завершившем на неопределенный период выставочную деятельность музее Art4.ru. Такие выставки в таком количестве мы вряд ли скоро увидим, зато также номинированный фестиваль-биеннале «Стой! Кто идет?» — самое многочисленное и бестолковое мероприятие последних лет — наверняка продолжит радовать числом, увы, не умением молодых художников.

Чудесатее всего выглядит чемпионат региональных проектов. Два мастодонта — пермское «Русское бедное» Марата Гельмана, Сергея Гордеева и организованная Пьером Броше гастроль по всей Руси великой от Владивостока до Самары проекта «Будущее зависит от тебя» — конкурируют с такой сомнительной организацией, как петербургский сквот «Непокоренные», для удобства названный студией, и еще парой скромных региональных проектов из Калининграда и Канска.

Труднее всего жюри, приятнее всего зрителю в этом году «Новая генерация». Юные на этот раз действительно юны — то есть совсем недавно работают в искусстве, зато премии достоин буквально каждый — и изобретательные формотворцы Андрей Блохин и Георгий Кузнецов из Краснодара, и героический перформансист Андрей Кузькин, и сочинитель замысловатых видео Владимир Логутов из Самары, и рефлексирующий над нескончаемыми отечественными «Котлованами» Хаим Сокол, и конструирующий хитрые штучки Дмитрий Теселкин. И, похоже, премия каждому из них ой как понадобится.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация