Выставка работ номинантов IV всероссийского ежегодного конкурса Инновация

О событии

Выставка номинантов премии "Инновация" превращается в фестиваль видео.

Всякому году — свой скандал.

Прошедший гнулся под тяжестью денег, блистал дорогими ретроспективами. Апофеозом расцвета искусств стала «Альтернативная история искусств» Ильи и Эмили Кабаковых в мельниковском «Гараже». Это блистательное выступление и лишило всякого смысла (но не интриги) соревнование в главной номинации «Произведение визуального искусства». Ни одна из выставок прошлого года не может сравниться с ним, как ни один ныне живущий российский художник не может равняться величием с отцом московского концептуализма. Зато жюри «Инновации» способно на многое — и не единожды подтверждало свою полную свободу от очевидных решений и даже простой логики.

Отдельные, ученые уже опытом художники постарались избежать попадания прямо в странную ситуацию, где тяжеловесы соревнуются с почти юными художниками, а ретроспектива, дело всей жизни, конкурирует с небольшим галерейным проектом. Борис Орлов загодя снял свою ретроспективную выставку (зато за альбом к ней может получить премию Борис Барабанов в категории «Критика»). Конкуренцию Кабаковым, на вид такую же смехотворную, как на отечественных президентских выборах нового тысячелетия, составляют раскаявшийся концептуалист Никита Алексеев с чудесной выставкой «Это есть. Этого нет. Это есть» в галерее GMG, Владислав Ефимов с трогательными, слегка легкомысленными «Радиоточками», элегантная ретроспектива работ Виктора Алимпиева, забавные «Грачи прилетели» Николая Полисского. Из всего перечисленного залы ГЦСИ легко вместят лишь грачей и старые приемники, ретроспективы придется демонстрировать — как обычно это делают с кураторскими проектами — с помощью видео. Выставка от этого много потеряет, зато на видео можно будет смотреть и плакать, вспоминая реабилитировавший отечественную архитектуру в Венеции «Роддом» Юрия Аввакумова и Юрия Григоряна, смелую попытку Екатерины Деготь пересмотреть традиционную советскую историю искусств выставкой «Борьба за знамя: советское искусство между Троцким и Сталиным 1926—1936», зрелые «Яблоки падают одновременно в разных садах» Анны Зайцевой, «Графику Бориса Турецкого», показанную в завершившем на неопределенный период выставочную деятельность музее Art4.ru. Такие выставки в таком количестве мы вряд ли скоро увидим, зато также номинированный фестиваль-биеннале «Стой! Кто идет?» — самое многочисленное и бестолковое мероприятие последних лет — наверняка продолжит радовать числом, увы, не умением молодых художников.

Чудесатее всего выглядит чемпионат региональных проектов. Два мастодонта — пермское «Русское бедное» Марата Гельмана, Сергея Гордеева и организованная Пьером Броше гастроль по всей Руси великой от Владивостока до Самары проекта «Будущее зависит от тебя» — конкурируют с такой сомнительной организацией, как петербургский сквот «Непокоренные», для удобства названный студией, и еще парой скромных региональных проектов из Калининграда и Канска.

Труднее всего жюри, приятнее всего зрителю в этом году «Новая генерация». Юные на этот раз действительно юны — то есть совсем недавно работают в искусстве, зато премии достоин буквально каждый — и изобретательные формотворцы Андрей Блохин и Георгий Кузнецов из Краснодара, и героический перформансист Андрей Кузькин, и сочинитель замысловатых видео Владимир Логутов из Самары, и рефлексирующий над нескончаемыми отечественными «Котлованами» Хаим Сокол, и конструирующий хитрые штучки Дмитрий Теселкин. И, похоже, премия каждому из них ой как понадобится.