Колонка: кино

О событии

Есть еще люди, которые хорошее кино предпочитают широко разрекламированному.

Как мы все понимаем, 2008 год закончился плохо для всех. И для кино тоже.

После обвала российского фондового рынка половина проектов заморожена, а куча народа уволена. С одной стороны, это здорово — меньше будет сниматься всякого никчемного, рассчитанного на распил бюджетных денег, кино. С другой стороны — хороших фильмов тоже станет меньше: все хорошее, что случается в российском кинопроизводстве, происходит по воле случая. Меньше случаев — меньше удач.

А начиналось все так хорошо… В этом году успел закончить съемки своей «Арканарской резни» величайший русский режиссер, Алексей Герман. Алексей Герман-младший получил приз за режиссуру в Венеции. Алексей Балабанов, которому после «Груза 200» уже не светили субсидии Госкино, все-таки снял свой следующий фильм — «Морфий».

Сборы прокатчиков росли как на дрожжах — а кинотеатры трещали под натиском картин, которые просто невозможно было уместить в сетку расписания. Дефицит экранов достигнет своей критической точки в новогоднюю неделю, когда начнется битва гигантов — «Обитаемого острова» и «Любовь-Морковь» компании «Каро» против «Стиляг» Централ Партнершип. Владельцы залов поставлены пред выбором «или — или»: тем, кто берет мюзикл Тодоровского, отказано в антиутопии Бондарчука — и наоборот.

Вообще гигантомания — очевидный тренд 2008-го, который явно продолжится и в 2009-м: год показал, что агрессивным и масштабным зомбированием населения с использованием телересурса можно добиться многого. Абсолютными чемпионами проката стали российские фильмы, мягко говоря, невеликих художественных достоинств, но больших рекламных бюджетов: пластмассовая «Ирония судьбы» (впрочем, это еще не самое плохое кино), чудовищно асексуальный «Адмирал» и худший фильм всех времен и народов — «Самый лучший фильм».

Тут впору махнуть рукой на публику, однако надежда на нравственный закон внутри российского зрителя все еще есть: относительным чемпионом по сборам (то есть в пересчете на одну копию) стал замечательный, практически не рекламировавшийся мюзикл Джулии Теймор «Через вселенную». Примерно 350 тысяч заработала каждая из двух (!) пленок фильма — это в семь раз больше чем заработок одной копии «Иронии судьбы».

Надеемся, из искры разгорится пламя культуры, и хорошее авторское кино в России постепенно приживется. А там и остальное наладится. Нельзя ведь, в самом деле, одними и теми же руками брать DVD Брюно Дюмона и давить пешеходов на красный свет.

Спецпроект

Загружается, подождите ...