Москва
Москва
Петербург

Луковица памяти

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Автобиография крупнейшего немецкого прозаика современности Гюнтера Грасса вышла в Германии два года назад и немедленно вызвала крупный скандал. По-русски только сейчас.

Собственно, скандал начался еще до появления книги, когда в интервью газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» Грасс признался, что в конце Второй мировой войны был призван в танковые войска СС (до тех пор все биографы писателя полагали, что он служил в обычном подразделении вермахта).

Несколько месяцев Грасс провел в учебном лагере, весной 1945-го, незадолго до капитуляции Германии, прибыл на фронт, но, провоевав лишь неделю, получил ранение и был отправлен в госпиталь.

Те несколько страниц книги «Луковица памяти», где рассказывается о военном прошлом писателя, и вызвали наиболее яростную полемику. Самые принципиальные борцы за чистоту чужих биографий даже потребовали от Нобелевского комитета лишить Грасса премии, которую он получил в 1999 году после долгих лет пребывания в списке наиболее очевидных претендентов.

Вскоре, впрочем, скандал сошел на нет — и читатели, и рецензенты поняли, что значение автобиографии Грасса отнюдь не сводится к рассказу об одном эпизоде шестидесятилетней давности. Основной месседж книги заключается в том, что человек не имеет права прощать себе свое прошлое. Память, по Грассу, подобна луковице: нельзя добраться до сердцевины, не сняв несколько «защитных» слоев, но человек обязан проделать эту работу — вспомнить до мельчайших подробностей все то, что хотелось бы раз и навсегда забыть, вычеркнуть из воспоминаний и биографии.

Память включает защитные механизмы, «я» автора-героя борется с «мы» и «он», автор проходит через искушения раствориться в толпе («мы верили», «нас совратили») или отстраниться от восторженно внимающего нацистской пропаганде мальчика, перевести разговор о нем в третье лицо — это был кто-то другой, не я. Но всякий раз Грасс находит в себе мужество сказать: нет, это был именно я, я верил, я позволил себя совратить.

Задача автора, однако, не только и даже не столько в восстановлении правды о своем прошлом или в передаче натуралистических картин последних военных месяцев. Грасс пишет не мемуары, а автобиографию. Точнее, роман воспитания на автобиографическом материале. Не случайно хронологические рамки «Луковицы памяти» — 1939 (вторжение Германии в Польшу, начало Второй мировой) — 1959 (выход романа «Жестяной барабан», принесшего Грассу мировую известность). Писатель пытается понять, как из мещанского семейного быта, беспорядочного детского чтения и первых наивных писательских опытов, членства в юношеских нацистских организациях, фронтовых впечатлений, послевоенных блужданий родился его главный роман. Он пишет книгу не об ужасах войны и даже не о покаянии, а об обретении дара. Отсюда вторая ключевая метафора прошлого в книге Грасса — янтарь, скрывающий различные инклюзы. Напряженно всматриваясь в первые десятилетия своей жизни, автор начинает различать тот узор, который постепенно складывался в его лучшую книгу.

3 июля 2008,
Луковица памяти
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация