Москва
Москва
Петербург

Российский национальный оркестр

Российский национальный оркестр и Михаил Плетнев играют сочинения самого наивного из романтиков - Франца Шуберта.

В Вене, «композиторском городе», где чуть ли не в каждом квартале встречаются мемориальные квартиры того или иного гения, есть несколько садистское развлечение: попав в музей-квартиру Шуберта, вы можете посмотреть на мир его глазами — примерить его очки.

Шубертовский мир вам, скорее всего, покажется весьма размытым — композитор был чудовищно близорук, и как при таком плохом зрении он умудрился сочинить столько музыки (более 600 песен, восемь симфоний, несколько десятков камерных опусов, шесть месс, десять опер и т. д.) — загадка.

Складывая вместе другие факты из жизни этого удивительного человека — то, что его не приняли в армию из-за маленького роста, что его не слишком любили родители и что жизнь его оборвалась раньше времени из-за запущенного сифилиса, — невольно проникаешься к нему состраданием. Таким, наверное, и должен быть настоящий романтик — постоянно страдающим от ударов судьбы, глубоко несчастным, совершенно не приспособленным к жизни и ушедшим из нее во цвете лет.

При таком количестве невзгод невозможно понять, как из-под пера Шуберта вышло столько радостной, абсолютно лучезарной музыки — даже Моцарту трудно соперничать с ним по количеству счастья на минуту звучания. Недаром булгаковский Воланд, расписывая Мастеру и Маргарите райские блага, говорит, что там звучит музыка Шуберта.

Написав немало музыки для симфонического оркестра, Шуберт тем не менее сильно уступает в популярности своим собратьям-романтикам. Что обидно: именно в оркестровой музыке можно чаще всего найти эти самые ослепительные моменты счастья. Однако Российскому национальному оркестру повезло играть Шуберта более-менее регулярно: в прошлом году — под руководством Владимира Юровского, в этом — Михаила Плетнева. Причем оба дирижера, стоящие «у руля» РНО, обратили свой взор к одному и тому же произведению, самому лакомому в шубертовском симфоническом наследии — Восьмой симфонии, знаменитой «Неоконченной».

Как известно, композитор полностью завершил работу только над первыми двумя частями четырехчастного цикла — две другие остались в набросках, что совершенно не помешало шубертовским наследникам издать ее, а дирижерам — превратить в настоящий шлягер. Но Владимир Юровский решил осуществить прошлой осенью любопытный эксперимент — сыграл «Неоконченную» в оконченном виде — досочиненную московским композитором Антоном Сафроновым на основе шубертовских набросков.

Новая версия показалась критикам спорной — в газетах возникла дискуссия наподобие того, а стоит ли доделывать Венере Милосской руки, если она и так хороша. Словно чтобы успокоить консерваторов, привыкших к неоконченному варианту шедевра, Михаил Плетнев исполнит его в традиционном виде, в качестве аперитива предложив увертюру «Розамунда» и дивную, абсолютно моцартовскую по духу Пятую симфонию. Публика в любом случае останется в выигрыше: сравнивать две интерпретации двух выдающихся дирижеров всегда интересно, а в случае с Юровским и Плетневым, с их непохожими темпераментами и воззрениями на искусство, вроде бы знакомая музыка вообще может измениться до неузнаваемости.

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация