Москва
Москва
Петербург

Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным (1926-1936)

Екатерина Деготь открыла потрясающий советский модернизм, запрятанный между соцреализмом и авангардом. Но как со всем этим жить - непонятно.

Куратор Деготь сделала проект действительно новаторский. Актуальный и радикальный, но при этом строго академически обоснованный. В результате в истории русского искусства теперь все будет по-новому.

Раньше было просто — расцветал прекрасный русский авангард, а потом пришел мерзкий Сталин со своим лживым соцреализмом и все порушил. Екатерина Деготь погрузилась в историю и обнаружила эпизод, который все решили забыть. Тому была серьезная причина — характеры у действовавших в нем персонажей были отвратительные и крикливые. И все потому, что они на полном серьезе строили социализм. Именно за это, слишком серьезное отношение к делу мировой революции, Сталин их и вычеркнул из истории. Даже работы тех, кто нашел в себе силы, отбросив амбиции, «перестроиться», были надолго заперты в запасниках музеев.

Потом, во времена либеральных послаблений и большой фиги в кармане, об этом куске истории предпочитали не вспоминать. Реконструировать и развивать светлую утопию русского авангарда — это казалось правильным и актуальным. И было невозможно поверить, что существовали прекрасные художники, которые серьезно строили великое коммунистическое искусство: наглядное, пропагандистское и очень левое. Изображали новый, социалистический быт, пионеров и пограничников, боролись с буржуазной сволочью, клеймили кулаков и уклонистов, прославляли донбасских откатчиц и работников калошного цеха. Ничего не чурались — делали агитационные установки для массовых шествий, расписывали клуб НКВД, рисовали карикатуры для массовых журналов. Получалось искусство вспученное, экспрессивное, патетическое и дискомфортное.

Суть концепции Екатерины Деготь очень радикальна — предельная политическая ангажированность искусства этого краткого периода между 1928 и 1932 годами все жизнестроительные утопии русского авангарда воплотила в реальном пространстве и времени. Именно так и выглядел настоящий «советский модернизм». Под такое определение попадают и авангардистские классики вроде Эль Лисицкого, Павла Филонова, Казимира Малевича и Александра Родченко, и их стилистические оппоненты, например, тщательный реалист Исаак Бродский или роскошный сезаннист Петр Кончаловский. Но старая гвардия, как оказалось, просто была захвачена тем пафосом, который источала молодежь. И теперь истинные герои «советского модернизма», такие как Борис Голополосов, Георгий Рублев и многие другие, займут свое место в Истории. Восхитительное было время. Но возвращаться туда как-то совсем не хочется — лучше любоваться всем этим великолепием на расстоянии.

2 июня 2008,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация